Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

Психолог Екатерина Богуславская: ЕГЭ-это огромный стресс для родителей

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет «на пятерки». Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. В чем же дело? Не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

Как же этого избежать? С вопросами о том, как подготовить чадо к учебе в школе, какие трудности встают на пути и ребенка, и взрослого, а так же как помочь ему акклиматизироваться в этой жизни, Lrnews.ru обратился к одному из ведущих психологов Липецка, руководителю детского центра интеллектуального развития «Остров знаний» Екатерине Богуславской.

- Ребенок всегда остается ребенком: не важно, идет ли он в первый класс или в одиннадцатый. Родителям надо подготавливать его к каждому этапу в жизни. Есть ли кардинальные различия в подготовке ребенка к первому школьному году и к последнему?


- Если рассматривать этот вопрос глубоко, то, во-первых, - объясняет Екатерина, - у человека с момента его появления на свет идет несколько этапов смены его деятельности. Это и период полной несамостоятельности ребенка, когда без мамы он никак не может, и последующие. Уже к трем годам на смену ему приходит сюжетно-ролевая игра и связанный с этим первый сильный кризис «трех лет». В семь лет ребенок идет в школу – это самый серьезный момент в смене деятельности, когда игра сменяется на учебу. Это происходит в жизни человека единожды, когда из детского сада ребенок переходит в школу. До того, как подросток не трудоустраивается, основной вид деятельности не меняется: он остается тем же и в 5, и в 11 классе.


- Чем же отличается игровая деятельность дошкольника от учебной первоклассника?

- Этот период – замена вида деятельности – серьезен: игру сменяет учеба, а это очень сложно и трудно. В этот момент появляется кризис «семи лет», который психологи выявили первыми. Он связан с изменениями в личности ребенка, его частном становлении.

- Как же ребенка подготовить к этому периоду?


- Ребенка готовить к учебе надо в игре, - советует психолог, - потому что весь процесс обучения в дошкольном возрасте, несмотря на то, что мы называем его образовательным процессом, все равно проходит в игровой форме. Конечно же, надо не только на уроках в подготовительных группах, но и дома, в непринужденной, часто игровой обстановке, стимулировать интерес малыша к овладению чтением и счетом. Мое глубокое убеждение, что в градации оценки психологической подготовки ребенка к школе важна и его интеллектуальная готовность к первому классу. В это время ребенок начинает осознавать себя не как существо, а как отдельного субъекта – личность. Надо максимально подготовить его к учебе, что бы в этот сложный для него период все остальное проходило спокойно. Чем лучше ребенок интеллектуально готов, тем проще ему будет пережить личностный кризис «семи лет». Именно интеллектуальной подготовкой детей занимается центр «Остров знаний». Квалифицированные педагоги, прошедшие строгий отбор, работают с детьми от трех лет, стараются помочь им развиться. Основным направлением работы «Острова знаний» является подготовка малышей 5-7 лет к школе. С детьми этого возраста занимаются даже азами иностранных языков; в штате центра работают также логопед и дефектолог. Задача «Острова знаний» - дать ребенку базовые знания, развить его интеллектуально, в том числе и через творчество. Специалисты работают с детьми над грамотой, чтением, математикой, развивают их мелкую моторику, память, внимание и мышление.

Конечно же, ребенок должен быть не только интеллектуально, но и физиологически готов к школе. Есть дети, которые интеллектуально полностью готовы к первому классу: они в шесть лет умеют и читать, и писать. Соответственно, родителям не терпится отдать их в школу. Это очень хорошо, что у ребенка уже есть база знаний и навыков, но он физиологически не готов. По нему видно, что он еще маленький для школы. Здесь опять же важна мелкая моторика руки, пальцев: ребенку это дается очень сложно. Для детей дошкольного возраста самой непосильной задачей становится писать палочки и крючочки. Рука устает моментально – минут за 5. Придя со школы, шестилетний первоклассник через 10 минут устает от выполнения домашнего задания, ему очень сложно. И это не каприз: он на самом деле устал. Только из-за одной мелкой моторики кисти устает весь организм. Ребенку шести лет нужен, как минимум, еще год, чтобы он уверенно и без особых трудностей держал ручку или карандаш. Ему необходим этот год, что бы он вырос, что бы его косточки окрепли, - улыбается Екатерина.


- Первоклассник переживает кризис вхождения в школу. Как понять, что ему сложно дается переход к учебной деятельности? А главное – как помочь ему преодолеть трудности?


- У будущего первоклассника для обучения в школе должна быть готова и эмоционально-волевая сфера. Она связана с усидчивостью ребенка, с тем, что ему предстоит выполнять какие-то задания, которые ему могут быть не очень интересны. Соответственно, первоклассник должен себя заставлять – проявлять волю. Сложность в том, что внимание ребенка в этот период еще рассеянно, оно непроизвольное. Осознанное внимание еще только начинает зарождаться. Первокласснику родители и специалисты стараются привить этот навык: просим ребенка посидеть, что-то послушать, попробовать сделать по инструкции. Для первоклашки это иногда становится непосильной задачей. Именно поэтому и именно в этом ребенку надо помогать. Надо сидеть с ним за домашними заданиями не потому, что он что-то может упустить, а потому, что ему тяжело и еще нужна эмоциональная поддержка родителей. Ему тяжело, ему необходимо, чтобы рядом был близкий человек и помогал.

- В процессе обучения есть свои сложности. Как грамотно мотивировать ребенка к учебе в школе?

- Мотивация вырабатывается в процессе общения, беседы с ребенком, - поясняет Екатерина. - Она не менее важна по сравнению с выше сказанным. Дошкольнику надо разъяснить, что и другие дети ходят в школу, и он тоже пойдет. Родителям на простых примерах стоит постараться объяснить маленькому человечку, что обучение – это аспект социального развития, который проходят все. К слову, негативной реакции в подготовке к школе у детей практически не наблюдается. Мотивация у детей обычно акцентируется на атрибутах обучения: хороший ранец, красочные книги и красивая форма. На смену этой вещественной мотивации приходит другая, где сыграет свою роль интеллектуальная подготовка школьника.

- Когда же она проявится?

- В школьном классе много учеников, - приводит пример психолог центра «Остров знаний». - В этой ситуации могут проявиться комплексы неполноценности. Ребенок начинает сравнивать себя со сверстниками, когда кто-то лучше него знает урок или задание. Здесь школьнику начинает казаться, что он хуже всех и ему не стоит поднимать руку, когда он знает ответ на вопрос учителя. Ребенок может потерять желание ходить в школу. Это важный момент, который родители не в силах заметить. Тогда ложится ответственность на учителя начальных классов, который и должен следить за тем, как ребенок ведет себя в классе, есть ли у него проблемы.

- С первым классом все стало ясно. Но впереди еще десяток лет обучения в школе. Как перестроить ребенка от долгого отдыха к ученическим будням?

- Здесь бессильны диеты, режим дня и беседы, которые, по мнению многих родителей, могут существенно помочь, - разуверяет психолог. – Перестройка ученика на школу приходит уже сама собой: организм через какое-то время сам начинает адаптироваться. К первому школьному месяцу я как специалист отношусь философски. В сентябре ученикам не дают ни особой нагрузки, ни кардинально новых знаний. Этот месяц повторения пройденного нужен детям для адаптации. А к октябрьским дождям все встает на свои места: ученики уже алчут нового.

- Первокласснику, конечно же, сложно, но и выпускник, наверное, испытывает не меньший стресс перед экзаменами. Могут ли родители самостоятельно психологически подготовить ребенка к тому, что этот год – решающий в судьбе школьника?


- На тему вступления в практически самостоятельную жизнь надо серьезно разговаривать не только педагогам, но и родителям, - считает Екатерина Богуславская. – Ни в коем случае не надо давить на выпускника и говорить ему о том, что у него что-то не получится. Пусть выпускнику 16-17 лет, но он, все равно, еще ребенок. В него надо вселять уверенность в успехе, напоминать о том, что родители всегда ему помогут и поддержат.

- Для детей выпускные экзамены – это, конечно, стресс. Часто ли обращаются не дети, а их родители к специалистам за психологической поддержкой?

- Россия в этом вопросе – далеко не Европа, где консультация у психолога – нормальная профилактическая практика, - рассказывает LRnews.ru собеседница. – Родители в момент подготовки их ребенка к выпускным экзаменам психологически перегружаются не меньше, а даже больше самого школьника. Этот факт давно доказан учеными. Если ребенок не спит за ночь до экзамена, то его родители проводят беспокойные ночи за полгода до сдачи ЕГЭ. Они переживают за свое чадо. Мы видим, что ребенок и сам хочет пройти этот этап успешно, но до конца не осознает, как это важно. Родители же это понимают: больше него хотят положительного исхода, больше переживают, не спят и думают, как же сделать лучше. Здесь, как и школьнику, так и взрослому может помочь консультация грамотного психолога. Квалифицированные специалисты работают и в «Острове знаний». Нас можно найти в ТЦ «На Неделина»( 4 этаж) или по телефону 8 (4742) 39-24-99. Постараемся всем помочь!

Добавить комментарий

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: