Наука

Ученые открыли первую звезду, вращающуюся вокруг черной дыры

По данным статьи журнала MNRAS, благодаря телескопу NuSTAR замечен неординарный карлик белого цвета в созвездии Тукана, вращающийся вблизи черной дыры по очень узкой орбите, который, делает виток вокруг «точки не возврата» всего за полчаса.

«По предположению, это звездное тело вертится вокруг черной дыры уже с десяток миллионов лет, и известно, что она утратила львиную долю своей массы. С течением времени, когда она утратит больше веса, она начнет постепенное отдаление от дыры, и станет экзотически холодным объектом, который будет схожим с алмазной планетой, открытой пару лет назад», — сообщил Джеймс Миллер-Джонс (James Miller-Jones), университет Кэртина, Перт (Австралия).

Черная дыра — это специальная область во времени и просторе, в которой гравитационные силы настолько большие, что их не способны одолеть даже тела, движущиеся со скоростью света, включая и сам свет.

«Обыкновенные» дыры, в сравнении с их сверх огромными кузинами, очень трудно обнаружить и изучить по причине их спокойного нрава. Про их присутствие мы узнаем потому, что они искривляют световое излучение других звездных тел, а также и по вспышкам излучений, выработанных при всасывании ими комков материи.

Миллер-Джонс и его сотрудники по чистой случайности обнаружили пример такой дыры при слежке за звездой 47 X9, пребывающей в созвездии Тукана с помощью рентген-телескопа NuSTAR и других наземных и космических обсерваторий. По рассказам ученых, в самом начале они видели ее как обыкновенную катаклизмическую переменную звезду — пару: белый карлик и обыкновенное звездное тело, яркость какой периодично повышается в десятки раз по причине обмена материей между космическими светилами.

Следя за звездным телом под названием 47 X9, специалисты приметили два любопытных явления — она распространяла радиоволны, и ее диапазон был схож больше с диапазоном карлика, чем на диапазон «большой» звезды. Опираясь на эти данные, астрономы предположили, что карлик является «нормальной» звездой, а на самом деле карликом является более мелкий и плотный объект. Этим объектом оказалась маленькая дыра, обнаруженная с помощью телескопов, чей вес составляет массе двух Солнц.