Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

Воруют одни, страдают все

Зимой уровень воровства электроэнергии в нашем городе возрастает. С чем это связано, и какие могут быть последствия? Об этом в интервью с исполняющим обязанности директора комплекса электроснабжения ОАО «ЛГЭК» Михаилом Боевым:

- В зимний период мы сталкиваемся с перегрузкой в сетях. Это ежегодно происходит по улицам Новокарьерная, Вавилова, Станционная, Липецкая, Крымская и другими. Из-за несанкционированных подключений в частном секторе и увеличения мощности сгорают силовые трансформаторы, их приходится менять, люди по несколько часов остаются без электричества. И это не говоря уже о том, что самовольные подключения к линиям электропередач могут стать причиной пожара, травмы и даже гибели от удара электрическим током. Например, в Алтайском крае этой осенью погиб мужчина при попытке самовольного подключения к сети.

- Воруют, в основном, из-за высоких тарифов на электроэнергию?
- Это не совсем так, потому что воровали и раньше, когда электроэнергия стоила копейки. Сегодня мы не находим подтверждения тому, что больше воруют те, кому нечем платить. Допустим, если раньше в том же частном секторе зимой воровали, чтобы отапливать сараи с живностью (содержание кур, поросят), то теперь живности держат меньше, зато строят дома с теплыми полами, саунами и отапливают их ворованным электричеством. А это не бедные люди.

- Получается, что воровство электроэнергии трудно искоренить?
- В уходящем году в Липецке украдено электроэнергии почти на 26 млн. рублей, что по сравнению с прошлым годом больше на 1 млн. В первую очередь велики объёмы хищений со стороны юридических лиц. В этом году на одной стройке за счёт незаконного подключения было украдено электроэнергии почти на 2 млн. рублей. Летом воруют на кондиционирование, зимой, те же киоски, на обогрев. Наши проверки показывают, что каждый седьмой киоск в городе, пользуясь электричеством, не платит за него. И есть факты просто вопиющие, например, на улице Школьная работники автосервиса наглым образом вскрыли нашу подстанцию и подключились, похитив электроэнергии на 500 тысяч рублей.
Как я уже сказал, воровство не зависит от материального положения людей - воруют и бедные и богатые. И с каждым годом всё больше. Город растёт, строятся частные и многоэтажные дома, объекты соцкультбыта, расширяются торговые площади магазинов – и нигде не гнушаются воровать.

- Может, вы стали больше проводить рейдов, больше выявлять хищений, поэтому и впечатление, что воровать стали больше?
- Такой момент присутствует. С середины прошедшего лета мы стали проводить рейды не один, а два раза в неделю, проверяем за день 6-7 объектов. За этот год провели 52 рейда, что на 14 больше, чем в прошлом году. А чтобы привлекать нарушителей к административной ответственности, регулярные рейды проводим теперь совместно с полицией.
В этом году нами было отключено 335 объектов. После каждого отключения наша служба безопасности следит, чтобы не было повторного подключения. И если раньше владелец, чтобы сделать повторное подключение, нанимал каких-то электромонтажников за 1000 рублей, то в этом году такая «услуга» возросла в цене до 5 000, то есть в 5 раз.

- Меняются ли способы воровства электроэнергии?
- Несколько лет подряд мы выявляли больше случаев безучётного потребления – это когда воруют в обход счётчика. Но в этом году выявлено больше бездоговорного потребления, когда, например, хозяин, построив дом, не заключает договора на электроснабжение, а производит незаконное подключение. Но в целом процент воровства от общего объёма потребления электроэнергии из года в год возрастает. И это факт.

- Какой же выход?
- Наш опыт показывает, что воровство значительно снижается, если смонтировать АСКУЭ (автоматизированную систему коммерческого учёта электроэнергии). Но это очень дорогое удовольствие. За границей никто не вкладывает такие огромные средства в автоматизированную систему контроля объёмов электроэнергии. Мы изучали опыт электроснабжения Финляндии, Бельгии, Дании, Германии. Там энергетики понятия не имеют, что такое воровство. Люди ежемесячно платят фиксированную сумму, а в конце года им делают перерасчёт. Сколько электроэнергии потреблено, столько и оплачивается. Даже в Таиланде счётчики установлены на уличных столбах, любой имеет к ним доступ, но они в целостности-сохранности, и нет никакого воровства. А у нас статистика говорит о том, что в среднем по стране похищается каждый шестой киловатт, и Липецк в этом не исключение.
Поэтому мы вынуждены монтировать дорогие приборы учёта, и на сегодняшний день нет более эффективного средства. Эти приборы быстро окупаются, в разы снижают объёмы воровства.

- Например?
- Например, раньше в посёлке 10 Шахта от общего объёма потребления электроэнергии 60% не оплачивалось, то есть разворовывалось. После внедрения там АСКУЭ воровство сократилось до 10% - почти в 6 раз. Аналогичную картину мы наблюдали в п. Новая жизнь, на Северном руднике, в Городище. В этом году начали монтаж приборов учета совместимых с системой АСКУЭ в с. Ссёлки, где зимой воровство достигает 90% от общего потребления. Не сомневаемся, что оно резко сократится, когда мы завершим здесь монтаж АСКУЭ. Система позволяет не только автоматически снимать показания приборов учёта, но и в реальном времени фиксировать изменение нагрузки, а также производить отключение должников - достаточно нажать клавишу на компьютере.
В этом году в с. Ссёлки по улицам Советская, Ленина, Гагарина, Набережная, Комарова, 1 Мая мы завершили замену 18 километров голого провода на СИП. Это самонесущий изолированный провод, к которому не присоединишь незаконно бетономешалку или сварочный аппарат. А главное, мы начали здесь монтаж приборов учёта, совместимых с АСКУЭ. В целом по инвестиционной программе освоено 18 миллионов рублей, и на следующий год работы будут продолжены.

- А как в целом воровство сказывается на электроснабжении города?
- Если раньше электроэнергию воровали у государства, то теперь у конкретного хозяйствующего субъекта. За украденную электроэнергию наша компания расплачивается прибылью, из которой формируется инвестиционная программа для реконструкции, модернизации сетей, оборудования. У нас по городу до 40% электролиний выработали свой ресурс, то есть полностью отслужили свой срок. На деньги, которые у нас украли, можно было бы прилично реконструировать район Ниженки, то есть заменить устаревшие столбы, провода, подстанции, которые построены в 50-х годах прошлого века, и значительно улучшить надёжность электроснабжения. Ситуация там печальная, уровень напряжения недостаточный. Мы начали работы в этом году, но денег не хватило. После Ниженки можно было бы обновить энергохозяйство п. Дачного, Матырского и т.д.

Добавить комментарий

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: