04 дек 20:41Культура

В 17 веке люди планировали долететь до Луны на колеснице, запряжённой утками

Мечтатели размышляли о полётах в космос ещё в XVII веке. В 1640 году в книге "Открытие мира на Луне" были опубликованы первые размышления молодого специалиста о летающей колеснице, запряжённой утками.

Джон Уилкинс, 24-летний выпускник Оксфорда вдохновился более ранним произведением Фрэнсиса Годвина "Человек на Луне" 1638 года. В первоисточнике главные герой Доминго Гонзалес отправляется на спутник Земли, управляя летательным аппаратом, который можно встретить на иллюстрациях к рассказу. Основной двигательной силой "летающей повозки" являются запряжённые в неё утки. Несмотря на откровенно фантастический сюжет, Уилкинс написал свою версию космического путешествия, добавив в роман рассуждения Галилео Галилея о природе Луны.

В 1630-м учёный незаконным путём издаёт свой "Диалог о двух главнейших системах мира" и рассылает его влиятельному духовенству, а также Папе Урбану VIII, который впоследствии посчитал рукопись ересью. В книге Галилей излагает разные позиции касательно устройства вселенной в популярной на то время форме спора: доводы коперниканца, нейтрального участника и приверженца Птолемея и Аристотеля. Разумеется, авторитет в дискуссии постепенно обретает коперниканец, что очень не понравилось Урбану, который под угрозой казни на костре заставляет Галилея отказаться от своих идей.

Знаменитый астроном перевернул человеческие знания о космосе, однако эта тема поднималась многими философами с далёкого II столетия нашей эры. "Истинная история" Лукиана, сказки о космических путешествиях представляли Луну крайне неоднозначно: считалось, что спутник - это кристаллическая хрупкая сфера, наполненная эфиром. Галилей долгое время наблюдал в телескоп за небесными телами, пока не собрал достаточно данных в поддержку Гелиоцентрической теории Коперника. В 1610 учёный сделал зарисовки разных фаз Луны, где она представляется скорее твёрдым, нежели прозрачным кристаллическим телом.

В 1620 королю Джеймсу I представили маскарадный спектакль Бена Джонса "Новости из Нового света на Луне". Шоу было пародийным, однако затрагивало последние открытия в астрономии.

Наконец, актуальная тема колонизации Луны подтолкнула юного Джона Уилкинса к написанию истории о первом космическом полёте. Автор рассуждает, что в будущем возможно не только единичное путешествие, но и регулярное посещение спутника, а, быть может, и его колонизация. Писатель стремится вызвать больший интерес к странным идеям и проектам, ведь обсуждение разных вариантов в конце концов подтолкнёт человечество к чему-то стоящему. Во втором издании "Открытия мира на Луне" Уилкинс со всей серьёзностью утверждает, что люди могут сконструировать летающую колесницу. Молодой человек предполагает, что она может внешне напоминать не обычное транспортное средство, которыми пользуются на дорогах, а выглядеть, как экзотические птицы: механические голуби и орлы со старинных гравюр.

Уилкинс искренне сожалеет, что бог не дал людям крыльев, и размышляет о препятствиях, с которыми первые космонавты неизбежно столкнутся. Во-первых, в космосе нет замков, куда странствующие рыцари могли попасть на ночлег: путешественники будущего не получат перевалочных пунктов для восстановления сил и ресурсов. Именно поэтому столь дальний полёт потребует колоссальных средств, и это актуально по сей день: миллиарды долларов уходят на космические программы. Кроме того, Уилкинс верно отметил, что атмосфера Луны губительна для людей, а воду и провиант нужно транспортировать, прилагая ещё больше труда.

Несмотря на пессимистичные прогнозы, фантаст верит: человечество обязательно найдёт пути для путешествий за границы горизонта, и, как только у людей будут достаточно продвинутые технологии, они захотят основать колонию на Луне. В этом Уилкинс был совершенно прав, поскольку проблема колонизации Луны на сегодняшний день находится в большом приоритете у учёного мира.

Автор завершает "Открытие мира на Луне" предположением, что читатели, не знающие о его возрасте, будут немало озадачены. Этот вывод 24-летнего Уилкинса в большей мере продиктован реалиями его времени (хотя многие доводы в книге ошибочны). Но вопреки некоторой наивности, вопросы, поставленные мечтателем, актуальны для астрофизики по сей день: наличие воды на спутнике, способы регулярных полётов и колонизации. Джон Уилкинс хотел возбудить у читателя научный интерес к освоению Луны и заложил первый камень в фундамент этой дискуссии на столетия вперёд.

Космические исследования прежде всего рассматриваются как применение на практике новейших весьма дорогостоящих технологий. В связи с этим полёты на Луну долгие годы откладывались. Сейчас с уверенностью можно сказать, что мотивация людей XVII века не отличается от идей и стремлений, сформулированных на заре программы "Аполлон". Человечество мечтало раздвинуть границы своего влияния и практически воплотить обширные накопленные знания. В конце концов, над землёй поднимает не только техника, но также любопытство и сила воображения, побуждающие выйти за рамки возможного.