Ученые: Бактерии сбиваются в стаи при низкой концентрации

Ученые из Лундского университета в Швеции совместно с коллегами из Великобритании и Франции выяснили, что при низкой концентрации бактерий или водорослей, они сбиваются в стаи. Это открытие поможет понять, как микроорганизмам удается заражать своих носителей. Информация предоставлена сайтом Phys.org.

Для многих видов животных характерно стремление сбиваться в стаи, но о такой тенденции у бактерий и водорослей не было известно до недавнего времени. Во время исследования ученые заметили, что эти микроорганизмы также формируют группы при низкой концентрации. Таким образом, они предположили, что стремлении образовывать стаи является врожденным и не зависит от отдельных особей, так как происходит спонтанно в тех группах, где отсутствует лидер.

Недавнее исследование доказало, что тенденция к жизни в коллективе встречается у бактерий чаще, чем считалось ранее. Авторы данной работы считают, что полученные результаты помогут лучше изучить процесс заражения и развития инфекционных заболеваний у животных и людей.

Ученые говорят, что когда человек или животное движутся в воде они создают волны и вибрации, которые могут ощущать другие. Аналогичная ситуация наблюдается и у бактерий, которые “общаются” между собой такими “волнами”, эти потоки помогают им узнавать о присутствии друг друга и объединяться. Эти выводы опровергают мнение об изолированности бактерий.

Ранее ученые говорили, что такие плавающие бактерии, как кишечная палочка и сальмонеллы могут формировать стаи при довольно высокой концентрации, но новое исследование показало, что только при низкой концентрации (менее 10% от более ранних показателей) микроорганизмы можно рассматривать как индивидуумов.

“В отличие от отдельных бактерий, стаи могут перемещаться синхронно на большие дистанции и в несколько раз быстрее, чем одна бактерия”, — рассказал Йоаким Штенхаммар, ведущий автор исследования.

Ученые говорят, что результаты их работы создали еще одну загадку о роли формирования стай в биологических системах, но открытую ими модель поведения можно применять к большому числу плавающих бактерий.