ФАС обвинила торговые сети в росте цен на продукты – наценки доходят до 80%
Выплаты поставщиков ритейлерам вместе с торговой наценкой самих сетей могут занимать до 80% в конечной стоимости товара. К такому выводу пришла Федеральная антимонопольная служба, которая накануне опубликовала исследование о роли торговых сетей в повышении цен на продукты. Чтобы утолить растущий аппетит сетей и при этом получить прибыль от реализации продуктов, поставщики вынуждены поднимать отпускные цены, пишет в пятницу РБК daily.
Контрольные мероприятия были проведены в торговых сетях "Пятерочка", "О’кей", "Дикси" и "Лента", занимающих около 60% розничного рынка Санкт-Петербурга. В каждой сети ведомство проанализировало не менее 40 договоров с поставщиками за 2005-2007 годы и первое полугодие 2008 года, дополнительно были сделаны запросы еще 16 поставщикам. ФАС интересовали условия поставки молочных и кисломолочных продуктов, хлеба, мяса, колбасы, рыбы, бакалеи, соков и напитков. Проверка показала, что практически во всех договорах поставки содержались требования, нарушающие антимонопольное законодательство.
"Эти результаты имеют универсальных характер, - утверждает автор исследования, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. - Это проблема не только рынка Санкт-Петербурга, но и всей страны в целом". По его мнению, исследование ФАС должно поспособствовать скорейшему принятию закона о торговле, который разрабатывается уже около трех лет. Без какого-либо механизма воздействия на розничную торговлю государство не сможет повлиять на рост цен на продукты питания, уверен представитель ФАС.
Нарушением антимонопольного законодательства Нижегородцев называет растущие отсрочки по платежам и бонусную политику ведущих сетей. Если в 2005 году выплаты поставщиков в пользу сетей составляли от 1 до 5% от объема поставки, то в 2007 году выплаты в сети "Пятерочка" достигли 16,5%, в "Дикси" - 14%. В первом полугодии 2008 года выплаты резко выросли по всем сетям, и наибольший рост опять произошел в "Пятерочке" (27%) и "Дикси" (22%). По итогам 2008 года, после выплат поставщиками в пользу сетей годовых бонусов, эти показатели вырастут еще больше, говорится в исследовании. Отсрочка по платежам за реализованный товар практически у всех торговых сетей в 2005 в среднем составляла 21-25 банковских дней, в 2008 году она увеличилась до 45-50 дней, в ряде случаев до 65 дней.
В исследовании приведены данные от конкретных поставщиков. Например, выплаты компании Coca-Cola в пользу сети "Карусель" составили 22% от объема поставок в первом полугодии 2008 года, "О’кей" - 25%, "Ленте" - 33%. Компания "Октава", поставщик бакалеи, заплатила сети "О’кей" 40,4%, поставщик мясных изделий "Главпродуктторг" стал рекордсменом и выплатил "Пятерочке" 57,5% от объема поставок в качестве бонуса.
В сети "О’кей" исследование ФАС оставили без комментариев, связаться с представителями "Дикси" вчера не удалось. Пресс-секретарь "Ленты" Светлана Афанасьева сообщила, что с октября 2008 года ситуация коренным образом изменилась.
"В большинстве сетей, и у нас в том числе, идет процесс сокращения издержек, сокращения бонусов", - заверила она. "Все наши действия направлены на то, чтобы предложить покупателям продукты по доступным ценам, несмотря на кризис", - утверждают в X5 Retail Group, куда входит "Пятерочка". В компании говорят, что "Пятерочка" вводит с апреля стратегию "самых низких цен", производителям сеть платит строго в срок и снижает отсрочку платежей сельхозпроизводителям и поставщикам небрендированной сельхозпродукции до 14 дней, отменив им бонусы за вход.
Однако опрос поставщиков, проведенный ФАС, по состоянию на 1 марта 2009 года показал, что тенденция роста выплат сохранилась и в договорной практике этого года. Так, к примеру, рост бонусных выплат по опрошенным поставщикам бакалеи в "Пятерочке" в 2009 году по сравнению с предыдущим годом составил от 50 до 70%. Один из производителей, фигурирующих в отчете ФАС, подтвердил это РБК daily. "Договоры, которые мы получили от сетей на 2009 год, были значительно более жесткими, чем договоры на 2008 год, - сетует он. - И далеко не всем удалось смягчить условия, которые предлагали сети". К примеру, по его словам, минимальная отсрочка, которую предложили его компании, составляла 45 банковских дней.