Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

«Закон о госзакупках»: Липецк беззащитен перед подрядчиками-жуликами

Липецкие дороги, несколько лет назад считавшиеся лучшими в Черноземье, сегодня представляют собой жалкое зрелище. Состояние большинства городских магистралей далеко от идеального. При этом нельзя сказать, что администрация областного центра дорогами не занимается. Из года в год на их ремонт выделяются солидные суммы. Однако эффективность этих вложений высокой не назовешь.



Липецким автомобилистам надолго запомнится весна 2012 года. Когда растаявший снег обнажил огромные ямы на центральных улицах города, стало очевидно, что некоторые подрядные организации, осуществлявшие реконструкцию асфальтового полотна осенью 2011-го, со своей задачей не справились. Ошибки, допущенные ими, принялось в срочном порядке исправлять муниципальное предприятие «РСДП».



В отношении компаний, некачественно отремонтировавших городские магистрали, с начала 2012-го уполномоченными органами было проведено 16 проверок. Однако серьезных нарушений они не выявили.

Ситуация с ремонтом дорог в Липецке наглядно продемонстрировала недостатки существующей сейчас в РФ системы электронных торгов, по итогам которых определяется поставщик товаров, работ и услуг в рамках госзаказа. Интернет-аукционы пришли на смену открытым конкурсам, когда компании подавали заявки на выполнение госконтракта, а жюри решало, кто из них сможет выполнить эту работу лучше и за меньшие деньги. Государство отказалось от этих правил, потому что они стимулировали коррупцию – часто чиновники выбирали подрядчика, с которым у них существовала предварительная договоренность.

С 2011 года, согласно поправкам в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», все торги проходят в закрытом режиме – названия компаний-участников не раскрываются до конца аукциона. Победителем автоматически становится организация, предложившая меньшую цену, даже если теоретически за такие деньги работу выполнить нельзя. Репутация компании не учитывается, о качестве товара или услуги тоже речь не идет.

Поэтому Липецк вовсе не застрахован от повторения ситуации весны 2012 года. Недобросовестным подрядчикам, некачественно отремонтировавшим дороги, закон не запрещает снова участвовать в торгах и снова победить на них, заявив самую низкую цену. Теоретически проштрафившиеся фирмы можно занести в «черный список». Однако сделать это очень проблематично – на оформление всех необходимых документов требуется около года.

По мнению начальника управления главного смотрителя Липецка Сергея Столповского, процедуру занесения в «черный список» необходимо значительно упростить. Также Столповский считает, что таким образом нужно наказывать не только предприятия, но и конкретных бизнесменов. В этом случае они не смогут проникнуть на аукцион под «вывеской» другой зарегистрированной ими фирмы-однодневки.

Отметим, что огрехи сегодняшней системы электронных торгов видит и правительство РФ. На рассмотрении кабинета министров сейчас находится проект закона «О федеральной контрактной системе». Если документ примут в его нынешнем виде, от участников аукциона, снизивших цену более чем на 25% от начальной, будут требовать ее обоснование и гарантийное письмо, подтверждающее возможность поставки товаров и услуг за указанную денежную сумму.

Актуальное за месяц