Российский рынок автомобилей не прибавил газу – снижение продаж все более ощутимо
Оптимизм на отечественном автомобильном рынке продолжает угасать. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала неутешительные данные по итогам продаж автомобилей в России в январе-апреле: продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 44%, до 525,8 тысяч штук, а в апреле и вовсе провалились на 53%. При этом осторожные прогнозы, что начало второго квартала года может принести оживление на рынке, так и не сбылись, пишет в среду РБК daily.
С каждым месяцем снижение продаж автомобилей в сравнении с прошлогодними показателями становится все более ощутимым. Так, по данным АЕБ, за первые три месяца 2009 года продажи автомобилей в России снизились на 40% (до 387,8 тысячи), а в январе-апреле - уже на 44% (до 525,8 тысячи), причем в прошлом месяце падение и вовсе составило 53% (продано 135,7 тысяч). "Падение продаж по сравнению с первым кварталом обусловлено тем, что заканчиваются автомобили 2008 года и все большую долю предложения занимают автомобили 2009 года с новыми ценами", - пояснил вице-председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Мартин Ян.
Повод для оптимизма можно увидеть разве что в том, что с февраля продажи по сравнению с предыдущим месяцем растут, пусть и всего на несколько сотен единиц в месяц. По мнению Яна, "снижение показателей российского автомобильного рынка постепенно стабилизируется". Правда, по итогам апреля даже бренды, показавшие увеличение продаж месяцем ранее, практически исчерпали потенциал роста: так, продажи Volkswagen в апреле упали на 6,8% по сравнению с мартом, до 3811 штук, что на 3% больше, чем в апреле 2008 года. Продажи Citroen в апреле - 1061 единица, прирост год к году 2%, тогда как марте был рост на 13%. Cadillac - 221 штука и минус 3% против 51% в марте, но ростом может похвастаться Hummer (176 штук и 129% роста против 89% в марте). В целом по итогам первых четырех месяцев положительный результат показали только четыре бренда - Volkswagen, Infiniti, Hummer и Seat, тогда как месяц назад их было десять. Но стоит учитывать, что прошлый год запомнился взрывным ростом, тогда как сейчас для автопроизводителей сохранение уровня продаж уже успех. "Все, что падает меньше чем на 20%, можно считать ростом", - говорит председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев. Российские бренды также показывают снижение продаж, хотя в апреле "АвтоВАЗ" увеличил по сравнению с мартом суммарные продажи Priora, Samara, Kalina на 17%, до 24 695 штук, тогда как классика продолжает показывать падение. Продажи автомобилей, сделанных в России, будут падать меньше, считает Мартин Ян. Кроме того, и для импортеров разница в подходах к рынку серьезно отражается на продажах, добавляет Игорь Пономарев.
Но стабилизация рынка может оказаться временной. "Компании все еще распродают остатки, - говорит руководитель проекта Auto-dealer.ru Олег Дацкив. - Но в конце апреля - мае очень многие производители повысили цены". При этом протекционистские меры господдержки пока не дали результата. "Кроме того, мы вполне можем вновь увидеть сезонное летнее снижение продаж, которого не было на рынке в 2000-2007 годах", - говорит г-н Дацкив.
Первая волна кризиса на автомобильном рынке кончается - по сравнению с мартом в апреле продажи даже выросли на 0,2%. Эксперты ждут вторую - в связи с повышением цен на модели 2009 года, отмечают "Ведомости".
После того как к началу июля будут распроданы все стоки 2008 года, цены вырастут на 10-20% (импортные пошлины повышены с 25% до 30%) и рынок ждет вторая волна кризиса, полагает один из участников рынка. Производители отказываются называть запасы машин 2008 года выпуска. По некоторым оценкам, их осталось 100-150 тысяч. Рынок достигнет дна к началу осени, а рост начнется не раньше весны, считает управляющий директор "Хендэ мотор СНГ" Денис Петрунин.