Сельское хозяйство Липецкой области переживает во многом странные времена. С одной стороны, благодатный район черноземной полосы России. Более 1,8 млн. га пахотный земли, пятая часть которых отведена под выращивание плодовых культур (преимущественно яблок, груш и слив). Строительство в сердце Елецкого района крупнейшего в России, а, возможно, и на всем постсоветском пространстве агропромышленного комплекса (осуществляется ОАО «Группа Черкизово», мощнейшей продовольственной компанией страны).
С другой стороны, невысокий уровень жизни на селе: средняя заработная плата едва достигает отметки в 14 тысяч рублей, да и то - исключительно на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях (включая перерабатывающий сектор). Низкая активность населения - на весь регион, где в сельском хозяйстве задействовано свыше 420 тысяч человек, приходится всего 1,3 тысячи фермерских хозяйств и 700 индивидуальных предпринимателей. Более 370 тысяч человек трудится на личных подсобных хозяйствах (их доходы, как принято в России, не учитывались при расчете «средней» зарплаты в 14 тысяч рублей).
Крупный или малый бизнес?
Во всем мире признают, а в России молчаливо кивают на манер китайского болванчика, что малый и средний бизнес - это основа экономики. Независимый в своих финансах человек становится основой стабильности общества, верным противником любых кардинальных преобразований и потрясений. Липецкая область - типичный пример того, что соглашаться соглашаемся, но делаем все по-своему.
На что должны расходоваться целевые средства, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса на селе (коих в 2011 году было выделено свыше 3,6 млрд. рублей)? Правильно: на покрытие затрат на строительство птичников, коровников, свинарников, загонов для скота, строений для хранения сельскохозяйственной техники, на приобретение самой этой техники, оплату пестицидов, минеральных удобрений, ГСМ для техники и т.п. Так делается во всем мире. А вот на, что предлагают субсидии фермерам в Липецкой области:
на возмещение затрат по разработке, внедрению, сертификации систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов (речь идет о системах ISO, сертификаты которых могут потребоваться разве что при экспорте продукции в такие страны, как Германия, Япония, США, Франция, Великобритания и некоторые другие);
на внедрение инновационных технологий (речь идет о венчурных инвестициях, понятии слабо знакомом в сельском хозяйстве даже очень крупным предприятиям); на компенсацию части затрат на подготовку или переподготовку управленческих кадров в соответствии с Государственной программой (пресловутые «иностранные управленцы», с миллионными окладами и бонусами);
на стимулирование экспорта продукции (причем несколько программ).
Несложно догадаться, что все указанные направления поддержки сельского хозяйства Липецкой области ориентированы на крупный бизнес. До 2010 года в области действовали и не менее интересные программы субсидирования, например, племенного животноводства и элитного семеноводства. Конечно, в регионе действуют и более простые и понятные рядовому фермеру направления помощи: по кредитам (Администрация области тщательно подчеркивает - в том числе и малого кредитования), по уплате лизинга.
Субсидии выдаются даже под внедрение энергосберегающих технологий. Казалось бы, пусть значительная часть программ предназначена для среднего и крупного бизнеса, но ведь какие-то и для малого. Но не все так просто:
во-первых, более половины направлений субсидирования доступны и интересны только крупным предприятиям. Едва ли можно себе представить ситуацию, когда индивидуальный предприниматель отправляется обучаться по иностранным программам искусству управления, да еще и с частичным покрытием своих затрат на этот процесс;
во-вторых, те программы, которыми владелец малого фермерского хозяйства может воспользоваться, будут полезны не только ему, но и крупному предприятию. Не сложно догадаться, кому отдадут предпочтение в предоставлении субсидий в условиях ограниченного финансирования;
в-третьих, отсутствуют целевые программы поддержки малого бизнеса;
в-четвертых, польза и рациональность отдельных направлений вызывает серьезные сомнения. Например, эффект использования энергосберегающих технологий заметен только в относительно крупных хозяйствах (за исключением реального сбережения энергии, например, за счет лучшей теплоизоляции помещений и сокращения тепловых потерь - но об этом в условиях субсидирования ничего не сказано!)
В итоге приходим к ситуации, когда для развития и поддержания небольшого фермерского хозяйствования и индивидуальных предпринимателей не делается ровным счетом ничего, или же делается по остаточному принципу. Например, в 2009-2010 годах для развития молочного животноводства было построено 2 крупных животноводческих комплекса, каждый на 1200 голов крупного рогатого скота. Планируется строительство еще 14 аналогичных комплексов, каждый стоимостью в сотни миллионов рублей.
Для рядовых граждан проекты попроще. Например, передача неиспользуемых сельскохозяйственных угодий под строительство индивидуальных жилых домов. И это в черноземной полосе России, где каждый гектар способен приносить по 14-20 ц зерна без существенных затрат и химической обработки!
Но и этот проект оказался под угрозой срыва, в связи с отъемом 30 соток земли семьи Есиных, что проживают в Чаплыгинском районе. В Хлевенском районе с 2010 года реализовывается пилотный проект стоимостью в 1,2 млрд. рублей. Заявленная цель - поддержание малого бизнеса. Суть его в строительстве двух «мини» ферм, каждая до 100 голов КРС.
Неужели все так плохо?
Сельчане, видя, что Администрация области не очень-то торопиться и помогать (не говоря уже про федеральные начинания и деятельность московских банков по «доступному» кредитованию сельчан под 18-24% годовых и более), принялись за решение своих проблем самостоятельно. Не располагая достаточными средствами на сооружение монолитных кирпичных и бетонных зданий, да и, в общем-то, не сильно в них нуждаясь, они отдают предпочтение современным каркасным быстровозводимым зданиям из сэндвич панелей (щитовых конструкций). Получается дешево, и не очень сердито. При выборе сельскохозяйственной техники отдается предпочтение производителям России и Белоруссии. Люди уже давно научились жить по принципу «на Бога надейся, а сам не плошай». И в этом их успех.