Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

Денежная черта избираемости

Агитация на выборах - не главное,
самая весомая статья расходов - таинственные «другие работы и услуги»

Восемь политических партий приняли участие в выборах депутатов Липецкого областного Совета, а завоевать места в парламенте смогли только пять. 41 депутатский мандат получила «Единая Россия», по 4 - Партия Жизни, Партия Пенсионеров, КПРФ и один - «Патриоты России».
Все восемь партий в ходе предвыборной кампании, согласно отчетам облизбиркома, израсходовали в общей сложности 40, 6 млн. руб. Еще 10,9 млн. руб. потратили 149 кандидатов, как от партий, так и самовыдвиженцы. Надо отметить, что мимо партийных касс проскочили еще 23 млн. руб., которые были возвращены жертвователям по причине неправильного оформления документов и 4,5 млн. руб. в качестве залога.

Несмотря на астрономическую сумму, липецкие выборы оказались недорогими, если сравнить с возможностями, которые предоставляет закон: партийный избирательный фонд может достигать 30, а отдельного кандидата - 10 миллионов рублей.
Самая большая и «темная» статья выборных расходов - 18 млн. руб. - не на агитацию в СМИ или листовки, а на оплату других работ и услуг, оказанных гражданами и юридическими лицами по договорам. Юридические и консультационные услуги прошли по своей статье, которая потянула только на 900 тысяч руб. На агитации телевидение заработало 4,8 млн. руб., газеты - 2,2 млн. руб., причем кандидаты в эфире появлялись в пять раз реже, чем партии. Приоритет был отдан листовкам и рекламным щитам - 15, 3 млн. руб. Сбор подписей обошелся тем, кому пришлось их собирать, все-то в миллион рублей.


Единороссы материально поддержали партийцев и сторонников


Партийные расходы не совпадают с количеством полученных депутатских мест. Траты коммунистов, получивших четырех своих депутатов в облсовете, оказались настолько мизерными, что и говорить стыдно - 220 тысяч рублей, 6 тысяч потрачены на агитацию в газетах и остальные на массовые мероприятия.
А вот штабу липецких единороссов пришлось напрячь «серые клеточки», чтобы пристроить свои 14 млн. руб. Зачем им было тратить деньги на телерадиовещание, если их лидеры, губернатор Королев, спикер Путилин и мэр Гулевский, в силу своего служебного положения главных нъюсмейкеров региона не сходили с бесплатного телеэкрана и газетных страниц. Расходы на телевидение составили только 360 тыс. руб. Не баловала партия власти и редакции газет - только 600 тыс. руб. Упор был сделан на наглядную агитацию, выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов, которая обошлась в 5 млн. руб. Почти полтора «лимона» стоили форумы и другие публичные мероприятия. Половина партийного бюджета прошла по темненькой статье «оплата других работ, оказанных на договорной основе» юр- и физлицами. В такой договор можно записать любую услугу, даже мнимую, и назначить любую сумму. Очень удобный канал для перекачки партийных денег в частные карманы. Облизбирком не будет проверять, на какие цели ли использованы деньги, а партийные ревизоры из Москвы не нагрянут.

Щедрая патриотическая нива

Больше всего липецкие СМИ заработали на партии «Патриоты России», из своих всего 3,6 млн. руб. ее штаб направил радиотелевидению 1,25 млн. руб., редакциям газет 920 тысяч руб., почти такую же сумму потратил на листовки. Зато на статье договорных услуг израсходовано только 300 тысяч рублей.

Немногим уступила Партия пенсионеров. Но у нее избирательный фонд был весомее, из перечисленных 9 млн. руб. ей осталось только 4,2 млн. руб., остальные пришлось вернуть как перечисленные с нарушением. Расходы на телерадиовещание составили 1,12 млн. руб. , публикации в газетах -235 тыс. руб., листовки - 1, 1 млн. руб. , 1, 52 млн. руб. прошли по сомнительной статье договорных работ.

Из 1,5 млн. руб. перечисленных в фонд ЛДПР средств пришлось вернуть треть. Из потраченного на компанию миллиона рублей только 158 тысяч рублей пришлись на телерадиовещание, 138 тысяч - на публикации в газетах, 141 тысяча израсходована на наглядную агитацию, и более половины избирательного фонда, 560 тыс. руб. отписаны по темненькой статье «договорных» услуг.
ДПР тоже израсходовала миллион рублей, ее штаб ни копейки не перечислил газетам, на телерадиовещание потратил 640 тысяч, а наглядная агитация обошлась в 340 тысяч руб.
Второй по денежному наполнению избирательный фонд был у партии Жизни - 8, 35 из перечисленных 12,8 млн. руб.. 4, 5 млн. руб. были внесены в качестве залога, а затем возвращены после удачной кампании. По 450 тысяч руб. были направлены газетам и телевидению. 3, 25 млн. руб. - на наглядную агитацию, незабываемые рекламные щиты с трехметровыми образами Сергея Миронова рядом с президентом Путиным. Но самой весомой - 3,6 млн. руб. - оказались расходы на оплату таинственных других работ, выполненных юридическими лицами или гражданами.


У партии «Народная воля» фонд обещал быть роскошным, 12,5 млн. руб. поступлений, но из них она смогла израсходовать только 7, 43 млн. руб. , в том числе 4,5 млн. руб. залога, который пропал из-за плохих результатов кампании.
Но и после этого на проведение предвыборных мероприятий осталось почти 3 млн. руб., из которых 1, 65 млн. руб. прошли по весьма загадочной статье «другие работы (услуги), выполненные юридическими лицами или гражданами по договорам». И еще 745 тыс. руб. на оплату услуг информационного и консультационного характера. А на конкретные агитационные мероприятия народовольческий штаб денег явно пожалел: телерадиовещание - 61 тыс. руб. , редакциям газет - ноль, на листовки - 300 тыс. рублей.
Этот анализ показывает, какой из штабов «распилил» свой избирательный фонд, а кто использовал по назначению. Данные облизбиркома - только надводная часть айсберга расходов на региональные выборы. Ведь еще была и «подводная», черный нал, по своим объемам не уступающий официальным расходам.

Вера Ефимова

Добавить комментарий

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: