Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

«Русборг-2016»: на пути к туристическому кластеру

Завершена регистрация участников на фестиваль «Русборг-2016». Желание принять участие в мероприятии изъявили 846 человек из клубов России и ближнего зарубежья. О формате фестиваля, его рамках и перспективах развития – в комментариях отца-основателя «Русборга» Павла Семенова.

- Одиннадцатый сезон фестиваля в этом году. По аналогии со взрослением ребенка - скоро начнется переходный возраст ?

- У нас год за два, так что переходный возраст уже кончился. Даже уже в армию сходить успел, ребёнок. А если серьезно – сезон мы встречаем в ранге крупнейшего событийного мероприятия региона, в этом качестве думаем и продолжать. Стать крупнейшим событийным мероприятием Черноземья ? Почему бы и нет. Возраст в нашем случае не помеха. Единственный фестиваль в России, который старше «Русборга» - «Куликово поле». То, что наше мероприятие живет и развивается – свидетельство того, что оно востребовано на всех уровнях.



- О качестве и соприкасающемся с ним количестве. В прошлом году участников фестиваля было побольше, чем в нынешнем..

- В позапрошлом их было еще больше. Мы никогда не ставили задачи делать самое массовое мероприятие, собирая на него всех, кого можно собрать.

Мы ориентированы на качественную сторону реконструкции. Для этого в рамках фестиваля несколько лет назад была создана паспортная комиссия. Есть люди из разных мест, авторитет которых признан реконструкторским сообществом. Они лучше других знают матчасть, общаются с учеными-историками, сами заняты научной работой. Эти люди проверяют заявки участников. В заявке надо представить свой костюм и обосновать его историчность, предоставить источники, по которым произведена реконструкция той или иной вещи. Десять лет назад нужной нам информации было немного, сейчас ее гораздо больше. Историческая наука не стоит на месте, появляются новые данные. Им нужно соответствовать, чтобы не превращаться в сборище людей, одетых в наряды из сказок. Поэтому каждый год мы понемногу ужесточаем требования. Нет обоснования существования той или иной вещи, детали – все, не используем ее. Это серьезная и трудная работа, которая требует внимания. Естественно, не все могут соответствовать этим требованиям. Поэтому «Русборг» никогда не соберет всех реконструкторов. Зато те люди, что приезжают – без сомнения, представляют наиболее достоверную картину того, как выглядели наши предки. Это так сказать, «сливки».

Плюс у нас нет выделяемого государственными структурами бюджета в 30 миллионов рублей, из которого можно оплатить участникам дорогу, устроить пиар-кампании, нанять техперсонал и прочее, прочее. Мы – сообщество энтузиастов своего дела, которые занимаются им в свободное время и за свои деньги.



- Об энтузиазме и бюджетах можно сказать подробнее. «Русборг» - это полностью альтруистическая идея или же все-таки идея с коммерческими перспективами ?

- Для нас это жизнь. В существенной мере – гражданская позиция. Можно протирать штаны за компьютером, изливая в интернете комментарии как все плохо в стране, прыгать на площадях с белыми ленточками. Это не для нас. Мы ориентированы на работу по патриотическому воспитанию. У нас в стране под этим почему-то подразумеваются в основном рассказы о воинской славе Великой Отечественной войны, ну еще «горячих точек». Но ведь воинская слава России гораздо старше. Как минимум на тысячу лет. А есть еще традиционная культура, исконные ремесла – они же тоже связаны с патриотическим воспитанием. Очень многие клубы реконструкции в стране, мы в том числе, занимаются работой с детьми, причем речь идет о комплексном изучении истории. Ребенок, самостоятельно сшивший себе костюм, в котором тысячу лет назад ходили наши предки, будет гораздо внимательнее относиться к истории своей страны и к ее настоящему.

Относительно альтруизма и коммерческих перспектив. Сейчас «Русборг» - это безвозмездное с нашей стороны вложение сил и средств. Но будет лукавством сказать, что мы не хотели бы зарабатывать на своем увлечении. Другой вопрос – как это делать, не разрушая само увлечение. Вот есть значительный поток туристов, что приезжают на фестиваль. Казалось бы, проще простого – зови торговцев со всех городов и весей, бери с них деньги за установку палаток. И пусть торгуют китайским ширпотребом, шаурмой и сахарной ватой. Сделай платную парковку. Поставь три пивных ларька. И что в итоге? Мероприятие, проводимое раз в год. Набор сувениров на этом мероприятии ничем не отличается от колхозной ярмарки. Ну, только что там странно одетые люди в железе бьют друг друга по голове. Собираем с этого мероприятия какую-то сумму денег, до следующего года ковыряем в носу. Торговцы из других регионов всю прибыль увозят по месту своего жительства. Местным жителям и бюджету поселения, районной администрации остаётся мусор вокруг полигона. Через пару-тройку лет поток туристов начинает иссякает. Поесть шашлыка и купить китайской ерунды можно много где. А странно одетые люди и на колхозных ярмарках бывают. Где здесь развитие территории через внутренний туризм и кооперацию, о котором говорит глава региона Олег Королёв?

Совсем другой вариант – когда в процессе создания «Русборга» участвуют местные жители. Мы планируем строительство крепости на полигоне. Это будет комплекс сооружений. В нем можно будет переодеться в наряд минувших эпох, отведать блюдо, приготовленное по многовековому рецепту, попробовать себя в роли кузнеца, ткача, гончара, воина, пожить какое-то время. Это совершенно другой уровень, когда «Русборг» идет не раз в году, а каждый день на протяжении года.



- Это к вопросу об одном «гостевом дне». Многим хотелось бы, чтобы их было несколько.

- Совершенно верно. Так вот, в это время местные жители, объединяясь в кооперативы, обеспечивают гостей аутентичными продуктами, антуражными сувенирами. В округе создаются точки дополнительного притяжения туристов. Они начинают приезжать не на один день, а на несколько, потому что есть куда сходить, что посмотреть, что купить. Это туристический кластер, итогом развития которого являются рабочие места и кратная отдача в местные бюджеты.

Эту идею хорошо понимают в администрации Елецкого района, с которой мы тесно сотрудничаем. Поэтому, например, право торговли за пределами историчного лагеря получают только предприниматели, зарегистрированные в Елецком районе. В процессе активного становления – местное сувенирное производство. Была на Руси технология производства вязаных изделий иглой. Реконструкторы ей владеют. Так бабушки из поселка Елецкий, рядом с которым проходит фестиваль, подсмотрели у нас носки. Теперь собираются наладить производство носков и варежек по технологии тысячелетней давности. То есть начинаются сдвиги в сознании людей, это уже шаг к успеху.

- Сознание – вещь интересная. Десять лет назад было понятно, во что выльется хобби, многим казавшееся детскими игрушками?

- Нам – абсолютно было понятно. С окружающими, конечно, были сложности. Например, один раз местный олигарх перепахал дорогу, ведущую к полигону, на котором шел фестиваль. Сейчас такую ситуацию даже представить нельзя. Человек, который в силу своих амбиций попробует сделать что-то подобное, мягко скажем, испытает серьезный имиджевый ущерб. «Русборг» любим, его можно назвать народным фестивалем. Наша ситуация уникальна. За одиннадцать лет существования мероприятия на пути его организации мы встречаем в разы больше хороших людей, чем тех, кто пытается навредить. А ведь у всякого благого начинания обязательно больше противников, чем благосклонно настроенных.

Уникально отношение к нам региональных властей. Сложившуюся систему взаимодействия между управлением молодежной политики, управлением культуры и искусства, областным «Центром событийного туризма» и администрацией Елецкого района можно выразить тремя словами - понимание, внимание, содействие. Большое внимание уделяет нашей работе глава областной администрации Олег Королёв.

Наши друзья из разных регионов страны все время изумляются этому. В их областях чиновники не столь дальновидны. На вопрос как вам это удается, мы обычно отвечаем – видимо, нам просто повезло.

Добавить комментарий

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

Актуальное за месяц