Александр Рапопорт: «Среди тех, кто играет «зэков» в сериале «Зона» я один сидел в тюрьме»
В Липецк Александр Рапопорт приехал первые - на кинофестиваль. Именно он стал одной из главных звезд на закрытии «Липецкого выбора». После фестиваля артист рассказал о своей судьбе. Оказывается «вор в законе Вилен» из сериала «Зона» сам не понаслышке знает, что такое тюремный режим.
- В проект «Зона» меня пригласил режиссер Петр Штейн. Он сказал, что хотел бы подобрать для меня роль, но сначала задумывал сделать из меня персонажа, который находится не за решеткой. А по другую ее сторону. Проще говоря, хотел, чтобы я сыграл кого-то из сотрудников администрации колонии. На что я ему возразил: «Петя, а ведь я на самом деле сидел». Он удивился: «Ты?!».
- Долго пробыли за решеткой?
- Четыре года от звонка до звонка по политической статье, еще в советские времена. За что меня упекли? Я по образованию и по профессии врач-психотерепевт. Дело в том, что у меня были существенные разногласия с властью по вопросу принудительной госпитализации в психиатрическую больницу. Иными словами, я не хотел упекать в психушку практически здоровых людей. Так же я не видел целесообразности службы в армии людей, которые туда идти категорически не хотят. Диссидентом я не был, но свои убеждения не скрывал и отстаивал на разнообразных семинарах, курсах и тому подобное. В итоге попал за решетку.
- Тюремный опыт сильно пригодился в сериале?
- Среди всех актеров, которые играют арестантов в «Зоне», я один сидел в тюрьме. В проекте занят Олег Протасов, отсидевший 8 лет за мошенничество, но он играет не арестанта, а самого злого милиционера в тюрьме. С нами обоими иногда консультировались режиссеры.
- Вы играете «вора в законе», не больше и не меньше...
- Мне было интересно попробовать себя в необычном амплуа. Иногда я отказываюсь от ролей, когда, например, вижу, что режиссеру не нужны мои актерские способности, и он просто хочет эксплуатировать мою «американскую» внешность. Тогда мне не интересно. А вот создавать новый образ - это как раз по мне.
В тюрьме я насмотрелся всякого. Ведь у нас в колониях сидят все вместе - и матерые рецидивисты, и «воры в законе», и те кто попал «на зону» случайно, например, сбил человека на машине.
Тюрьма - это очень суровое мужское испытание, причем не только для заключенных, но и для тех, кто находится по другую сторону решетки. Одновременно это и своего рода школа жизни, и источник впечатлений и образов для актера.
- У вас двойное гражданство - российское и американское. Живете на два дома?
- Да, в Америке я практикую, как врач. В кино начал сниматься в России не так давно - лет шесть назад. Кроме того, веду авторскую программу «За час до полуночи» на радио «Серебряный дождь».
- Кем себя больше ощущаете - актером, доктором, радиоведущим?
- Так сложилось, что у меня это все связано. Например в своей передаче могу дать совет, как опытный доктор. Да и чтобы вжиться в роль профессия психотерапевта очень помогает.
- Ваша любимая роль?
- Все любимые. Но лучшие роли, надеюсь, у меня еще впереди.