Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

В Интернете выбрали слово 2010 года

Народ, активно участвующий в голосовании и обсуждении, определил как слово года “жару” (44%), “аватар” (26%) и “смог” (20%). Профессиональному жюри уходящий год запомнится по словам “огнеборцы”, “жара” и “сити-менеджер”, сообщает "МК".

В номинации “Выражение года” юзеров зацепили “аномальная жара”, “энергосберегающие лампочки” и “без фанатизма”. В самом деле: берегите энергию. И душевную, и электрическую. Жюри, очевидно, возмущено общей ситуацией в стране, поэтому для них выражением года стало “двое из ларца”.

В области неологизмов мы всегда на высоте. “Словотворчество-2010”: “сдербанк”, “тандемагогия” и “саммитомания” (перевода здесь не требуется). А в сфере Интернета юзеры, очевидно, устали от избытка как раз-таки слов, “чужих бугагашек в уютных жежешечках”, как говорится в знаменитых нынче мультиках из серии “Мистер Фриман”. Итак, номинация “Словосеть”: “аськоголизм”, “блогоблудие” и “лыбик” (вместо кальки с английского “смайлик”).

Кстати, среди не вышедших в финал были слова “ежемедведник”, “милицинизм” и “жутики”.

Акции "Слово года" проходят во многих странах мира. В России у нее есть специфика: слова-символы выбирают не только эксперты, но и пользователи: на портале Имхонет проводится публичное голосование, участвовать в котором может каждый.

В прошлом, 2009, году в номинации "Выражение года" победили: "вторая волна кризиса", "крепкое кофе", "голодообразующее предприятие", в номинации "Словотворчество" победили: "нЕхоть", "брехлАма", "нанА-технологии", в номинации "Слововесть" победили: "гуглик", "френдеж", "вампьютер".

Член Экспертного совета конкурса «Слово года», психолингвист, ведущий сотрудник Института языкознания РАН Александр Василевич:

- Если посмотреть на все, предложенное в разных номинациях, доля слов, обозначающих негативные явления, составляет 47%, нейтральные – 42%, к числу безусловно положительных относится всего 11%. Интерес к событиям в мире проявляется лишь в том случае, когда они так или иначе затрагивают нас (Олимпиада в Ванкувере, Исландский пепел, Белорусская сторона). Такое ощущение, что людям практически не интересны события за пределами страны (и внешняя политика).

Если сравнивать словесный портрет 2009 и 2010 годов, тоже можно выделить ряд любопытных закономерностей. В 2009-м огромную озабоченность вызывала экономика (ср. слова девальвация, отсрочка по кредитам, дно (кризиса), антикризисный, вторая волна кризиса). В 2010 году слово кризис начисто исчезло из ответов, а слова, связанные с экономикой, не имеют негативной коннотации.

Есть еще один признак того, что 2010-й оказался для общества благополучнее. В 2009 были природные катастрофы и произошли какие-то значимые спортивные и культурные события, но они, судя по словам, остались в тени экономики. А в 2010-м сильные эмоции (а вместе с ними и слова) вызваны исключительно природными катаклизмами.

И последнее любопытное наблюдение: в 2009-м выше доля креативных слов (зомбоящик, медвепутия, новые бедные, государственнопредпринимательский, голодообразующее предприятие и т.д.), чем в 2010-м. На ум приходит известная мысль, что народ больше и оригинальнее шутит тогда, когда плохо живется.