Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

Артур Парфенчиков: У липецких приставов не было порядка и дисциплины

Директор Федеральный службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации Артур Парфенчиков посетил Липецк и управление своих подчиненных в четверг, 6 октября. Главный пристав страны пообщался с прессой и ответил на самые злободневные вопросы, а также рассказал о будущем федеральной службы судебных приставов России.

- Как можно оценить работу липецких судебных приставов? Какова сегодня ситуация в нашем региональном управлении Федеральной службы?
- Наверное, в хорошей ситуации руководителей не меняют, - так Артур Парфенчиков напомнил об уходе со своего поста вследствие истекшего контракта главного судебного пристава Липецкой области Юрия Вострикова. - Это тот факт, который говорит о многом. Я считаю, что есть проблемы в деятельности Липецкого управления. Буквально два месяца назад мы проводили достаточно серьезную проверку здесь. Было констатировано элементарное отсутствие дисциплины, порядка, системности в работе, пунктуальности исполнения тех директив, которые приходят сверху. Есть проблема с нагрузкой, но она связана не столько с количеством документов, поступающих на исполнение, сколько с вопросами волокиты. Все это повлекло принятие решения в кадровом направлении. После встречи с губернатором Липецкой области можно будет представить без пяти минут нового руководителя управления Ивана Вернигорова. Остались только формальные процедуры. Данная кандидатура уже согласована с руководством региона. Иван Вернигоров сейчас исполняет обязанности главного пристава региона и понимает те задачи, которые поставлены перед Липецким УФССП. Мне кажется, что в ближайшее время мы сможем оптимизировать ситуацию в Липецком управлении.

- По вашему мнению, достаточен ли тот арсенал средств, которым сегодня располагает Федеральная служба судебных приставов для эффективной работы?
- Конечно, было бы неправильно сейчас говорить о том, что у нас отсутствует арсенал средств решения тех задач, которые стоят перед службой. Более того, наверное, сегодня мы не в полном объеме используем те полномочия, которыми наделены согласно действующему законодательству. Одна из наших главных задач - активизировать в полной мере работу по использованию уже предусмотренных полномочий, - подчеркнул Артур Парфеников. - Сложно сказать, какая из них более эффективна на практике, потому что все зависит от конкретного исполнительного производства и от направления деятельности. Я всегда был сторонником того, чтобы использовать при работе комплекс полномочий, в том числе, в зависимости от личности должника или правонарушителя. Поэтому нельзя говорить о том, что ограничение выезда более эффективно, чем уголовная или административная ответственность. Надо совершенствовать каждое из этих направлений: здесь есть над чем работать. В тоже время нельзя не предполагать совершенствование этого арсенала. Мы сейчас обсуждает оптимизацию процедуры ареста, организации взыскания и реализации имущества. Есть понимание того, что в нашей системе еще существуют проблемы по этим направлениям. Отсутствие электронных торгов реализации имущества сказывается на общей эффективности: сейчас этот институт обеспечивает только 10% от общей суммы взыскания.

- В прошедший период отпусков достаточно много россиян не смогли вылететь на отдых в другие страны. Установлен ли сейчас минимальный размер задолженности, при которой судебные приставы могут принять решение об установлении временного ограничения на выезд должника?
-
Законодательство сумму не указывает, - подчеркивает Артур Парфенчиков. - Но есть мои рекомендации, которые не подменяют закон, но призывают судебных приставов действовать в рамках здравого смысла. Я рекомендовал при задолженности до 5 тысяч рублей достаточно взвешенно подходить к такой мере как ограничение выезда заграницу и применять ее в той ситуации, когда это реально необходимо, когда уже приняты иные меры воздействия, когда речь идет о социальных взысканиях. Пока в законодательстве такого ограничения нет, но мы являемся сторонникам его появления в правовой системе. Я надеюсь, что сегодня на местах сидят вменяемые люди, и случаев, когда за 100-200 рублей ограничивают выезд заграницу, все-таки не будет. Они и так носили единичный характер, но думаю, что мы исключим из своей практики такие абсурдные ситуации.

- Иногда должнику или правонарушителю просто неоткуда взять деньги, так как он потерял работу. Оказывает ли служба судебных приставов помощь неработающим должникам в трудоустройстве?
- Сейчас нигде в действующем законодательстве не прописана обязанность судебного пристава решать вопросы трудоустройства должника, - отметил Артур Парфенчиков, - но, тем не менее, наше исполнительное право знает такой термин как добровольное исполнение принудительного процесса. Мы убеждены в том, что должны помогать. Исполнительное производство начинается с поиска консенсуса и взаимного решения каких-то проблем с точки зрения создания условий для должника, для правонарушения в части исполнения обязательств, которые возложены на него судом или решением иного уполномоченного органа. Здесь, конечно, мы активно оказываем содействие нашим должникам в трудоустройстве. Практически во всех регионах России есть соответствующие соглашения с центрами занятости: мы разработали определенный технический алгоритм осуществления. Только за 2010 год в рамках этих действий нами было направлено более 100 тысяч должников: из них более 20 тысяч трудоустроились, из них же - 15 тысяч были обязаны оплачивать алименты. Я считаю, что это уже определенный результат. Бывает, что помогаем гражданину восстановить паспорт, так как отсутствие этого документа очень часто мешает нормальному трудоустройству. Мне кажется, это правильно.

- Существует инициатива о том, что ответчики или должники будут приглашаться в суд по sms-рассылке или по электронной почте. Также высказывалось мнение о том, что быстро оплатившие свои долги могут это сделать с определенной скидкой. Реализуются ли данные инициативы?
- Уточню, что речь идет не о долгах, а о штрафах, - напомнил Артур Парфенчиков, - которые являются видом административного наказания. Дисконтная система абсолютно реальна, потому что эта практика существует в ряде европейских стран, например, Молдавии. И работает достаточно успешно. Государство устанавливает определенный понижающий коэффициент для тех правонарушителей, которые получив штраф, оплачивают его в максимально короткие сроки, которые зависят от различных правовых систем: они варьируются от 72 до 120 часов. Дисконт составляет порядка 50%. Эта система в Европе работает достаточно эффективно: значительное количество штрафов оплачивается максимально быстро. Вообще, штраф - это не фискальный платеж, а наказание, которое призвано регулировать основы правопорядка. Опыт европейцев стоит рассмотреть и применительно к нашей системе. Возвращаясь к вопросу об уведомлениях, то совершенно очевидно, что сегодня развиваются системы коммуникации. В тоже время, одной из главных причин неявки является качество работы почты: приходится отвлекать серьезные ресурсы на доставку лиц в суд, потому что они реально не были уведомлены. Конечно, в современном мире человек более мобилен, поэтому, наверное, сегодня есть альтернативные способы уведомить гражданина. Но и от официальных почтовых уведомлений пока отказываться не стоит.

- В России работает портал государственных услуг, позволяющий сэкономить время по многим вопросам оформления тех или иных документов. Предоставляет ли сейчас Федеральная служба судебных приставов какие-либо услуги в интернете?

- Мы сейчас работаем над этой проблемой. Несколько месяцев назад был принят закон, который определил, что с 1 января 2012 года должна существовать открытая информационная база всех исполнительных производств в отношении физических и юридических лиц, - напомнил Артур Парфенчиков. – Мы надеемся, что к концу года завершится формирование мультисервисной информационной системы в масштабах всей страны, что позволит уже поддерживать единую систему. Возможно, будут проблемы как технического, так и нормативного характера с идентификацией юридических лиц. Уже сейчас активно отрабатывается система оплаты в электронном режиме. Есть регионы, в которых можно через интернет оплатить задолженность. Мы заключили соглашение с системой «Киви» по ряду регионов, которая предоставляет возможность оплатить задолженность по исполнительному производству непосредственно с официального сайта УФССП России без комиссии. Эта система заработает уже в октябре 2011 года в масштабе единого сайта. Также прорабатывается вопрос того, чтобы электронные документы имели такую же силу, как и бумажные.

- От дисконтов для проштрафившихся перейдем к бонусам для самих приставов. Существует ли инициатива применить в России европейскую практику поощрения сотрудников Федеральной службы судебных приставов? Если да, то, какие у этой инициативы могут быть моральные основания, а также каков будет размер надбавки?
- Действительно, есть такая практика, и буквально на последнем совете Международного союза судебных исполнителей мы обсуждали эту проблему, - уточнил Артур Парфенчиков. - Во многих странах сегодня есть практика того, что часть средств, получаемых с исполнительских сборов, идет на поощрение судебных приставов. И мы этот вопрос тоже постоянно обсуждаем, зная о том, что раньше такая система существовала и в нашем государстве. Однако, сегодня с учетом вектора развития законодательства в государственной службе нам представляется выдвижение такой идеи малоперспективной. А тем корреспондентам федеральных СМИ, которые интерпретировали мой ответ на аналогичный вопрос в противоположном ключе, я посоветую обратиться либо к отоларингологу, либо к психиатру.

- Существует ли та сумма, которую судебным приставам взыскивать неэффективно, так как на взыскание тратится денег больше, чем наложено на правонарушителя или должника?

- Штраф - это не фискальный платеж, а вид наказания, - подчеркнул Артур Парфенчиков. - Нам нужно исполнять те суммы, которые к нам приходят, даже, может быть, затрачивая на них больше средств. Можно говорить о том, что необходимо создавать мотивационные системы для того, чтобы люди сами добровольно стремились лишиться долга, а также сделать это удобным для него. Конечно, есть и достаточно серьезная система наказания: большой исполнительский сбор, неуплата штрафа как самостоятельное правонарушение. В тоже время, у нас нет административного ареста за неуплату долгов, а вот за неуплату административного штрафа такая ответственность есть, но это - общемировая практика. В европейских странах она более жесткая, а у нас сегодня есть альтернатива: тебе могут дать двойной штраф, либо вменить административный арест до 15 суток. Штраф - это наказание. Государство должно обеспечить неотвратимость его исполнения. Наша главная задача не жесткость наказания, а именно его неотвратимость.

Актуальное за месяц