Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

Липецкие музейщики "отчитались"

Музей народного и декоративно-прикладного искусства представил выставку новых экспонатов «Музейные экспедиции – 2011: Данковского и Добровского районов Липецкой области».

На открытии экспозиции, которую музейщики собирали около двух недель, присутствовали и те, кто являлся непосредственным "жертвователем" реликтов богатой самобытной народной культуры, которая становится историей. Выставка собрала памятники материальной культуры.

В результате двух экспедиций "Занятия и быт населения Данковского и Лебедянского уездов в конца XIX – начала XX вв" было собрано более 300 предметов костюма крестьян южных губерний России: поражающие логической завершенностью и богатством декораженские и мужские рубахи, полосатые юбки и паневы, завески, кокошники, коллекция разнообразных платков и шалей.

Экскурсию для корреспондента LRNews. ru провела заведующая отделом народной культуры музея народного и декоративно-прикладного творчества Светлана Иноземцева.

Свои экспонаты музейщики находили в деревнях и селах районов. На выставке присутствую предметы, собранные по сундукам бабушек из сел Волчье, Ягодное, Каликино, Требунки, Бегильдино, Екатериновка, Долгое.

Светлана Иноземцева отметила, что большинство из предметов одежды прекрасно сохранились, несмотря на то, что их начали носить еще в конце XIX века. Подобные добротные гардеробы позволяют судить о том, что их владелец был человеком далеко не бедным. По одежде всегда можно было определить происхождение и род занятий человека: различались качество, покрой и фактура костюма.

По предметам костюма можно проследить историю не только отдельного села, но и узнать взаимоотношения среди жителей рядом стоящих поселений. К примеру, село Волчье Добровского района отличается фамилией Татариновы: значит есть загадка в старине, времени основании села. А вот в соседней Екатериновке живут преимущественно Черномырдины и Летуновские: исстари более почтенные люди. Есть интересный пример междрусобицы, зародившейся, видимо, несколько веков назад, но подтверждающейся до сих пор. Когда Екатериновку постигла засуха, в Волчьем был хороший урожай: картофель меняли буквально на золото. Это было летом 1947-го. Очевидцы этих событий говорят - "в Волчьем-то наше золотишко сейчас и всплывает".

Каждый экспонат несет в себе историю не только сообщества, но и отдельно взятой жизни.

- В селе Каликино мы познакомились с Кыской, 85-летней женщиной, которую так называют с молодости за ее тепло и ласку, - рассказала Светлана Иноземцева. - Её первый муж, практически сразу после свадьбы, пошел в столицу и сгинул на 15 лет в лагерях Дальнего Востока. Тот факт, что мужчина, пытаясь прокормить семью, продал в Москве несколько вещей и купил на вырученные деньги гостинцев, признали криминалом. Он был арестован как спекулянт. Второй ее муж - пижон Пистолетик - был ранен осколками на войне. Детей из-за ранения в семье не появилось. Теперь Кыска поет в фольклорном ансамбле села уникальные композиции, малознакомые исследователям.



Жизнь Кыски - отдельно взятый эпизод, частный, все же характеризующий историю всего государства и нации.

В женском "музейном гардеробе" есть и головные уборы. Это и кокошники с картонной вставкой, заменившей бересту, и пятиорловые платки, упрощавшие вопрос убранства головы. Отдельного внимания достойна лычка.



- Этот экспонат свидетельствует о пребывании на нашей территории татаро-монгол, - рассказывает Светлана Иноземцева. - Судя по всему, село Волчье, в котором мы и нашли этот предмет, было основано именно ими. Волчье сохраняет свидетельство этому до сей поры. Восточная тенденция замечается даже в православных праздниках. Головной убор "лычка" стал своеобразной оппозицией кокошнику. Платок на ней повязывался таким образом, что его движение намечено назад - по-восточному, а не вверх - в космос - как у православных.

Если внимательно осмотреть выставку, то заметно, что даже в соседних селах была совершенно разная мода.

- Девицы села Долгое носила чепцы, которые в праздники украшались цветами из крашеной бересты. Если они ходили на базар села Чернавы, которое сейчас территориально принадлежит Рязанской области, то чернавские женщины смеялись над ними, - приводит пример Светлана Иноземцева. - А юноши были в восторге от девушек Долгово. Бабушки рассказывают, что чернавские барышни очень боялись конкуренции с ними на танцах: "придут долговские - всех парней заберут".



Когда музейная экспедиция ходила по домам старожил сел, то многих из хозяев предметов старины, представляющих действительную историческую ценность, уговорить расстаться с некоторыми экспонатами не удалось.

- Большая редкость, что люди расстаются со старинными вещами. Многие из хранителей исторических бытовых реликтов используют их по прямому назначению и сегодня: выступают в них в народных ансамблях, просто носят, - пояснила Светлана Иноземцева.

Были и случаи фальсификации. Некоторые владельцы не нарочно выдавали за старинные вещи то, что не выдерживает исторической критики. Это предметы гардероба с нарушенными пропорциями, несвойственной поселению расцветки, декором, которые были созданы уже многим позже.

Подытожим тем, что выставка дает возможность ознакомиться со всеми сферами традиционного уклада народной жизни. Она характеризует все стороны жизни русского крестьянского населения Липецкой области, жившего вплоть до середины ХХ века в рамках традиционного общества.

Добавить комментарий

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

Актуальное за месяц