Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

Липецкий музей возрождает забытое искусство

Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства пытается, если не возродить, то хотя бы не дать уйти в историю и пыльные хранилища мастерство мураевенской вышивки. Музейщики, завершая работу над более чем годовым проектом, подвели его итоги.

Раскрыть тайны мураевенской вышивки работники учреждения культуры хотели давно. Они встречали ее примеры в каталогах и альбомах, находили образцы в хранилищах. "Выйти в народ", то есть максимально глубоко исследовать старинное ремесло, музею помог Фонд Потанина. В 2011 году липецкий проект стал победителем VII грантового конкурса Фонда "Меняющийся музей в меняющемся мире".

- Это престижный конкурс, созданный для тех, кто хочет качественно изменить музей, кто хочет открыть неизвестные страницы наследия своему посетителю. Мы участвовали в нем наравне с 500 музеями России, - уточнила директор липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства Ирина Жирова. - За год постарались сделать все, что обещали Фонду и себе.



Искусствоведы отправились в экспедицию. Одним из делегатов музея в деревни на границе Рязанской и Липецких областей, до революции 1917 года находившихся в едином Данковском уезде, стала искусствовед Елена Смолеевская. Мастерица традиционной вышивки училась мураевенскому ремеслу у внучки крестницы знаменитого Семенова-Тян-Шанского.

- Мы познакомились со старушками села Мураевня, деревни Чернышовка и Гремячка. Жили там, учились у них. Сейчас в селах ремесло помнят только 80-летние бабушки, но сидят за вышивкой редко - руки не слушаются. Если мы им давали уже подготовленную для работы ткань, они охотно брались за дело - вспоминали свою юность, - рассказывает Елена Смолеевская.

Мураевенская вышивка в свои времена красовалась на подарках царской семьи. Существует легенда, что цветное покрывало на брачном ложе императрицы Александры Федоровны было именно из деревни Мураевня.

Чаще всего мастерицы артели вышивали полотенца, салфетки, детали одежды и постельное белье. Работа выполняется белой нитью по белой ткани, исключение делается для выставочных и праздничных образцов.

- Существует поверье, что если девушка вышивает белым по белому, то этим она оберегает свое девичество, - дополнила Елена Смолеевская.

Раньше хранителем мураевенского ремесла была жена Семенова-Тян-Шанского Ольга. Все, что ей удалось собрать - образцы народного искусства - теперь хранится в музее Санкт-Петербурга. Много интересного нашлось и в рязанском архиве.

- Когда появилось фабричное производство, и народная вышивка начала угасать, просвещенные дворяне княгини Шаховские пытались ее спасти, - рассказывает Ирина Жирова. - Они презентовали ее в рамках множества международных европейских выставок. Шли активные продажи в англоязычные страны. Помогал в этом и Семенов-Тян-Шанский, сосед Шаховских по имению. Во время государственного переворота княгинь расстреляли рядом с Мураевней, и новая советская власть долго не могла возродить артель вышивания: крестьяне любили своих покровителей и будто не могли простить их убийц.



Сейчас Елена Смолеевкая является, пожалуй, единственной липецкой мастерицей, которой подвластна вышивка по-мураевенски. Но совсем скоро она передаст свое умение ученикам. Учреждение культуры открыло курс мураевенской вышивке в своей "Школе ремесел". Уже есть первые заявки на участие от других липецких мастериц.

В музее все же надеются, что белая нить по белоснежной ткани будет тянуться от поколения к поколению и стремительный век не сотрет следов народного промысла. Этого хотят и обладательницы мастерства вышивки "по праву рождения" - старушки из российских сел.




Добавить комментарий

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: