Лыжный поход «Полюдье-2008» (полюдьем на Руси назывался сбор дани в зимнее время), прошедший 1-2 февраля 2008 года, был организован клубом исторической реконструкции «Копье» при поддержке комитета по делам молодежи Липецкой области, благотворительного фонда Борцова, молодой гвардии «Единой России» и филиала ОАО «Внешторгбанк». За два дня 13 участников мероприятия из Липецкой области, Москвы, Курска и Украины, экипированных в соответствии со средневековыми источниками, прошли 27 километров по берегу реки Дон от Задонска до села Липовка.
За тяготами и свершениями доблестных викингов отправился наблюдать главный редактор ЛРН Максим Тарасов.
- Блин, чего ж они делали с ними, эти наши предки?! Куда тут с ней уйдешь… Славный варяг из Ельца Паль по прозвищу Железный тащит по мокрому снегу волокушу. Волокуша представляет собой деревянную лыжу, к которой прикреплены два борта. На лыже лежит груз, борта поддерживают его с боков. Идет волокуша плохо, все время старается завалиться набок и зарыться в подтаявший наст. Первая из двух имевшихся в отряде волокуш развалилась километра через четыре. Снаряжение пришлось разложить по мешкам. Вторую тащат по очереди. «В принципе, я догадываюсь, чего не так» - небритая физиономия Паля отражает конструктивные движения мысли. - «Борта надо к носу загнуть было, чтобы не цеплялись за снег. В следующий раз так и сделаем». Еще метров триста - и привал…
Интернет-словарь Википедия определяет историческую реконструкцию как воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Историческая реконструкция появилась в СССР в конце 80-тых годов прошлого века. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками. Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.
В Липецкой области движение исторической реконструкции обнаружило себя для широкой общественности три года назад. В мае 2005 под селом Каменка Задонского района на высоком берегу Дона разбили палатки древнерусские дружинники. Немного - всего человек пятьдесят. Так начался теперь уже международный и второй по величине в Европе посвященный раннему средневековью (9-11 века) фестиваль исторической реконструкции «Русборг». Крепость русов, то есть. Через два года на фестиваль собрались уже более 600 участников из нескольких десятков регионов России, Украины, Белоруссии и даже Франции. Несмотря на отдаленную местность и отсутствие широкой рекламной кампании, мероприятие собрало около 2,5 тысяч зрителей. Больше в Липецкой области собирают только бесплатные концерты попсы на всяческих празднествах, да и то в городе. Летом 2007 варяги высадились на острове в районе центрального пляжа Липецка. Так начался еще один фестиваль - «Ладейное поле».
Отряд отдыхает и чистит лыжи. Они пропитаны мастикой - смесью воска с дегтем и свиным салом. Снег, тем не менее, липнет - температура около нуля не позволяет дереву скользить. Не помогает даже воск, которым средневековые воины старательно натирают подошвы на каждом привале. Лыжи у отряда сделаны из обычных армейских. С последних пришлось снять лак и немного обтесать, чтобы придать им соответствующий источникам вид. Ни материал для изготовления нехитрого средства передвижения по снегу, ни форма его за прошедшую со средневековья тысячу лет почти не изменились.
Привал кончился, варяги привязывают лыжи сыромятными ремешками к ногам и взваливают на плечи поняги. Это выточенный из доски деревянный каркас, к которому приделаны плечевые лямки. К поняге крепится мешок с поклажей. Кое у кого поняги попроще - наскоро сделанные из палок деревянные рамы. Точно такие же, только из алюминия можно увидеть у современных жестких туристических рюкзаков. Новое - это хорошо забытое старое.
Хильд из Москвы - единственная девушка в походе, дает фору многим воинам. Лямки от лубяного короба, который она несет на спине, слишком узкие и давно натерли плечи. Но упрямство - характерная черта многих средневековых женщин и Хильд не отстает от идущего во главе колонны.
Средний вес поклажи на каждого из участников мероприятия - 15-20 килограммов. Кое-кто взял с собой шлемы, основное вооружение - легкие боевые топоры и копье, на которое опираются при ходьбе. «Доспехов не носили с собой за просто так. Полный доспех брали перед большой битвой» - уверенно вещают викинги. На лыжне осознание этой простой истины приходит быстро. Кольчуга весит до 15 килограммов, меч - до трех, щит - около двух, шлем - в районе пяти. Вот вам почти на треть центнера только боевого облачения. А ведь еще надо собранную дань как-то нести. Тут - соль и перец исторической реконструкции. Изготовить вещь самому, вжиться в роль, отыскать недостающие звенья опытным путем. Если что-то не получается, значит, сделано неправильно. Случается конечно, что источники чего-то недоговаривают или просто … интерпретируют.
В реконструкторы люди попадают разными путями. В движении можно найти представителей практически любых возрастов и профессий. Стать реконструктором может не каждый. Для того, чтобы изготовить минимальный набор историчного костюма, к примеру, обувь, штаны и рубаху, надо перелопатить пару десятков научных изданий и статей. Если браться за создание вооружения и доспехов, количество литературы возрастает. При этом человек, накупивший снаряжения и не сделавший ничего сам, авторитетом пользоваться никогда не будет. В цене умение делать вещи своими руками, не обязательно все, но хотя бы что-то. Впечатления случайного зрителя о реконструкторах как о пестро ряженой толпе недорослей, играющей в игрушки - чаще всего эмоции сноба. Игра здесь тесно сопряжена с фактически научной работой - в рядах реконструкторов немало ученых. Бывают, впрочем, и исключения. Искоренять таковые призван, например, практикуемый на фестивале «Русборг» обряд сжигания «Дерьмоништяка». «Дерьмоништяк» - это самый неисторичный предмет, выявленный организаторами во время проведения мероприятия. Вещь эта изымается у хозяина и торжественно предается «священному огню реконструкции», а ее владелец получает коллективные нарекания на тему того, чтобы заниматься делом, а не ерундой. Есть и менее эпатажные методики повышения исторической достоверности мероприятий - в этом году на фестивали в Липецкой области участников будут пускать исключительно по паспортам костюмов. То есть одежда должна будет соответствовать строго определенным требованиям. Аналогичные требования выставлены и к вооружению и доспехам.
«Какие лошади ?! Лошадь, если снег глубокий, километров пять, конечно, пройдет. Может и больше, потом только сдохнет - говорит варяг из Днепропетровска Торир. - Да и если вам нужно сжечь соседскую деревню и противников больше, то лучше это сделать на лыжах. Так незаметнее. Лошадь же может заржать внезапно». Нет, далеко на лыжах в Х веке не ходили. Это чувствуется из недобрых взглядов викингов, которыми они наделяют автора повествования. Он скользит на спортивных пластиковых лыжах, да и рюкзак с анатомической спинкой сидит поудобнее поняги. Серьезное преимущество дают две палки вместо одного копья в руке. Почему копье одно ? Ведь с двумя же удобнее было бы.
«Кто его знает, таких несуразиц много. Вроде бы вот вещь так и просится, чтобы ей быть придуманной, а ее нет. В Норвегии народ на традиционных лыжных гонках посейчас бегает с одной палкой, прототип которой - копье» - елецкий варяг Торгейр пробует копьем глубину снега.
Местом ночевки избран участок у Дона рядом с оврагом, благо рядом есть дрова и вода. С двух сторон на копьях растягивается холстина. Это тент, защищающий от ветра и экранирующий тепло от костра. Под тентом тоже с двух сторон - подстилка из сухой травы и веток. На подстилке - шкуры и войлок. Это постель.
Разведение огня занимает времени не больше, чем у современных туристов. Кремень, кресало, гриб-трутовик и тонюсенькая береста - костер горит уже через пару минут.
Удивили профессиональным упрямством коллеги с Первого канала. В принципе, викингов журналисты в Липецкой области любят - любая инициатива реконструкторов находит достойный отклик на страницах, экранах и волнах. Так случилось и в этот раз - съемочные группы нескольких телеканалов трусили за отрядом не менее километра по заснеженному полю, восторженно тыкая пальцами в снаряжение и восклицая: «А что это у вас такое ?!» Но журналисты с первой телекнопки сделали всех. Ночью они прошли километра два по колено в снегу и умудрились отыскать лагерь, чтобы снять место ночевки варягов.
Ближе к ночи начинает сказываться преимущество историчных одеяний. Спортивный костюм автора продувается ветром, викинги в валенках и тулупчиках чувствуют себя куда как комфортнее.
«Тот, кто не сделал себе теплого одеяла и шерстяных штанов, горько пожалеет об этом. Тут-то и познается основная философия реконструкции, любовь к ненужным и красивым вышивкам становится не нужна» - скалит зубы викинг из Украины Хельги.
Едят средневековые воители гречневую кашу с мясом. Вместо чая - настой из трав с медом. Костер поддерживается всю ночь дежурными. Все правильно, а вдруг враги ?...
Ночь под открытым небом также демонстрирует мудрость и практичность ушедших поколений. Никто из отряда не выглядит замерзшим. Автор же этих строк ощущает гнусную сущность маркетологов от спорта. Спальник с самонадеянной отметкой «комфорт до - 5», пенополиуретановый коврик и палатка едва справились с нулевой температурой.
Второй день похода начинается с форсирования замерзшего Дона. Невозмутимые рыбаки отрываются от своих подледных вопросов и недоуменно смотрят на процессию. Снег вновь липнет на лыжи, вторая волокуша по легенде брошена (в реальности отправлена на базу группой сопровождения похода). До конечного пункта полюдья - километров пятнадцать, которые викинги проходят исключительно на силе воли.
«В принципе, все удалось. Лыжи, их крепления и смазка вполне себя оправдали, если вычесть мокрый снег. По морозцу было бы лучше» - варяг Паль подводит итоги «Полюдья» - «С волокушами только неясность вышла. Груз, оказывается, удобнее на себе тащить. Нормально показала себя ночевка между двух тентов - никто не замерз». Тут же Паль оговаривается: «Если по телевизору нас увидел какой-нибудь подросток и сказал: да ну нафиг в подворотне сидеть и пиво пить, займусь я реконструкцией - это и есть самое главное»…
Здесь Паль прав - великая сермяжная правда реконструкции заключается еще и в ее глобальном воспитательном значении. Человек, своими руками изготовивший глиняный горшок или наконечник копья, будет с гораздо большим вниманием относится к истории и культуре собственной страны. Более того, занятия исторической реконструкцией в состоянии, не травмируя психику человека, позволить ощутить весь масштаб реалий, с которыми имели дело наши предки.
«Когда идешь в бугурт (так называется самое зрелищное мероприятие фестивалей - реконструкция сражений »стенка на стенку«, ты, конечно, знаешь, что в противоположном строю - такие же, как ты люди. С ними вчера сидели у костра, ты их всех знаешь давно, знаешь, что оружие у них тупое, чтобы не нанести реальный вред здоровью. Но в эту минуту - они враги. А если учесть, что у воинов, стоящих в передних рядах, шансов выжить практически не было, начинаешь задумываться - ведь что-то же заставляло людей в эти ряды становиться ?..» - размышляет Паль.
Что-то заставляло. И возможно, как раз этого чего-то сильно не хватает всем нам, живущим в России сегодня ?
P.S. Редакция «ЛРН» выражает грандиозную благодарность сотруднику комитета по делам молодежи Липецкой области Виктору Полянскому за предоставленный фотоматериал, который можно увидеть здесь