Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

Импортозамещение 2017: Когда "российское" станет "хорошим"?

С 2014 года Россия взяла курс на импортозамещение в ответ на санкции Европы и США. Тогда многие потребители искренне негодовали, поскольку долгое время синонимом “отечественного” было слово “некачественный”. Действительно ли это так и что поменялось в с того времени рассказывают эксперты.



Почему это так сложно

Как и во многих странах СНГ, в России существует конкретная проблема с модернизацией производств. Заводов и компаний действительно много, но многие из них банально не готовы к тому, чтобы кардинально сменить направление. Если же говорить о производителях, появившихся после распада СССР, то стоит отметить, что они строили свой бизнес на довольно хрупкой экономике, стараясь в большей мере “выжить”, чем создавать серьезную конкуренцию.

Экономические эксперты уверены, что для того, чтобы активизировать импортозамещение в России, необходима поддержка на государственном уровне. При этом не только в плане финансовых программ, но и на уровне законодательства. К примеру, увеличение пошлин при ввозе товаров иностранного производства, поскольку именно они несколько тормозят интерес к российскому предложению. Хотя идея может показаться несколько жестокой по отношению к потребителям, на деле это может помочь не только “уничтожить конкурентов”, но и увеличить доходы в госбюджет.

Несмотря на это, успехи есть. С каждым годом импорт товаров в Россию медленно уменьшается, правда абсолютно не равномерно - к примеру, отдельные комплектующие до сих пор остаются востребованными у иностранцев, зато ввоз продукции сельского хозяйства значительно уменьшился. Особенно это заметно на торговом взаимоотношении стран близкого зарубежья. Так, по данным прошлого года, в 2016 году импорт упал на 1% в годовом сравнении. Упал, увы, и экспорт - на порядка 23% в сравнении с позапрошлым годом.

Другие проблемы импортозамещения

Помимо недостаточной финансовой устойчивости и частичного отсутствия современных технологий, проблемой является также возможный экспорт товаров за границу. Это связано не только с конкурентами на других рынках, но и с “бумажными волокитами”, которые сопровождают каждого, кто планирует реализировать товар заграницей.

Активно в последние годы начал функционировать Российский экспортный центр, где производителям помогают завоевывать другие рынки. Но, помимо санкций, есть также нормы на товары, которые в западных странах выше, чем в России. Проверкой качества сейчас занимается государство, но поскольку система слабовата, то и результат не самый лучший.

Потенциал

В России есть отдельные сферы, которые готовы не только полностью заполонить отечественными предложениями внутренний рынок, но и выйти на внешний. Помимо нефти и газа, есть и другие довольно отрасли и даже отдельные компании.

Например, российский “Монокристалл” в мире уже занимает 30% на рынке искусственных сапфиров. Активизировалось и машиностроение, хотя пока его представляют активно только “АвтоВАЗ” и “КамАЗ”. Успехи есть также у производителей бытовой химии и пищевых продуктов. Поэтому, шанс выйти на максимальное импортозамещение довольно велик, но для этого нужно больше времени.

Российские производители техники

Среди сфер, в которых конкурировать сложно, эксперты выделяют гаджеты. Мировые компании уже годами работают в своем деле, а, в условиях русофобских настроений, выйти на экспорт будет сложно. Да и внутренний рынок, пока еще, не может быть обеспечен российскими гаджетами в полной мере.

Но есть производители, которые уже довольно успешны в России, хотя и не у всех на слуху. Не многие знают, что у нас производят шлемы виртуальной реальности Fibrum, который может составить достойную конкуренцию Oculus Rift и Samsung Gear VR. Помимо YotaPhone, в России также создают смартфоны Highscreen - даже не одну, а целых 50 моделей. Есть в РФ и планшеты СТ-PLANSHET FL101 и BB-mobile, фитнестракеры Teslawatch T-Band, ПК АРМ Эльбрус-401, квадрокоптеры “Держава” и ряд других интересных проектов.

Есть даже производители бытовой техники из России. К примеру, в Уссурийске и Красноярске производят холодильники “Океан” и “Бирюса”, в Чайковском и Пензе - плиты Darina и De Luxe, в Кирове - стиральные машины Candy Hoover Group, в Воронеже производят микроволновки Rubin и так далее. Примеров достаточно и найти импортозамещение можно, в нем также есть определенные плюсы - к примеру, относительно низкая цена.

Но самим производителям сложно держаться на внутренних рынках. Потребители в России нуждаются в низкой стоимости техники, а если уж платить много - “то лучше иностранное”. Дело не в патриотизме, а в недоверии к отечественным производителям, которые может и стараются, но не факт, что производят что-то на уровне.

Так или иначе, проекты появляются и российские производители работают. С опаской, несколько мелкими шагами, но идут к экономическому успеху. Естественно, больше себе могут позволить компании, финансированные частными инвесторами, коих пока, при нашем инвестиционном климате, маловато, но и государственные стараются стать максимально эффективными. Импортозамещение индивидуально, и именно такого рода поход государства, возможно, мог бы помочь развиваться российским компаниям. Ну а пока все делается методом проб и ошибок.

Добавить комментарий

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: