"Розничные продажи ювелирных изделий – процесс многоступенчатый, жёстко контролируемый государством.
В федеральных законах оговорён и порядок идентификации драгметаллов, и порядок идентификации конкретных изделий, драгоценных и полудрагоценных камней, используемых для вставок.
Так все импортируемые изделия должны иметь оттиск государственного пробирного клейма, а российские изделия – «именник» изготовителя.
Розничные операторы вынуждены полагаться на государственное клеймо и ту информацию, что обозначена на бирке (она является сертификатом). Без повышения стоимости проанализировать под микроскопом или проверить с помощью химических реагентов состав драгоценного металла в десятках тысяч изделии невозможно. Стоимость трудозатрат, всех приборов и реагентов, в конечном счёте, ляжет на покупателя.
12 октября на портале LRnews была опубликована статья под названием «Липчанка купила в ювелирном доме «Кристалл» опасные для здоровья украшения». Напомню, в декабре 2009 в магазине «Кристалл» были приобретены серьги и кольцо из белого золота 750-й пробы со вставками из бриллиантов и резной бирюзы. Спустя неделю покупательница обратилась в магазин с устным требованием вернуть украшения, т.к. одна из вставок бирюзы на кольце повредилась.
Ювелирный дом «Кристалл» не игнорировал просьбу покупательницы о возврате уплаченных за комплект денежных средств и никогда не предлагал склеить развалившийся цветок, как это было описано в статье. Как один из вариантов, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей», было предложено устранить недостатки за счет средств компании, однако такой вариант клиентку не устроил. В январе 2010 г. от покупательницы поступила письменная претензия с требованием возвратить уплаченные за изделия. В ответ на неё со стороны ООО «Ювелирный дом «Кристалл» по адресу, указанному в претензии, было направлено заказное письмо с разъяснениями и предложением возвратить товар в магазин для проведения проверки качества товара. Однако письмо адресат получать не стал и оно было возвращено отделением почтовой связи.
Любая из сторон: продавец или покупатель, вправе сомневаться в причинах возникновения дефекта в приобретенном изделии. И закон дает право провести независимую экспертизу. Поскольку покупательница не доверила продавцу проведение экспертизы на этапе досудебного разрешения спора, она была проведена уже в ходе судебного разбирательства и оплачена продавцом.
Что касается результатов экспертизы, то, по нашему мнению, они не являются такими уж шокирующими, как утверждает автор статьи. Действительно, в изделии использована восстановленная бирюза (все разновидности бирюзы относятся категории поделочных камней, но не драгоценных). Натуральная бирюза - редкий камень, так же как и натуральный морской жемчуг. Стоимость таких камней намного выше и на российском ювелирном рынке они - большая редкость. А дефект крепления камня, который был подтверждён во время экспертизы, невозможно было обнаружить, пока изделие оставалось неповреждённым.
Что касается содержания никеля в лигатуре золота, законодательством РФ оно не ограничивается, как это принято в Европе (не более 0,05%). У розничных операторов, по сути, нет альтернатив по закупке белого золота - содержание никеля во всех изделиях российских производителей примерно одинаково. Возможный выход – закупка импортных украшений, где вместо никеля в состав лигатуры вводят палладий. Но это вызовет удорожание украшений для покупателя почти наполовину. Более дорогой палладий в лигатуре, таможенные расходы – всё это будет опять же включено в розничную стоимость.
Информация о сроках рассмотрения дела, представленная в статье, также является недостоверной. Покупательница обратилась в суд в мае 2010г., однако из-за неоднократной передачи дела по подсудности из одного судебного участка в другой рассмотрение дела затянулось до октября 2010г, что не зависит от компании. И, поскольку производственный характер дефекта действительно подтверждён, ювелирный дом «Кристалл» в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» возместит и стоимость изделия и судебные издержки истицы.
В большинстве случаев, несмотря на то, что законом обмен и возврат ювелирных изделий не предусмотрен, компания идёт навстречу своим покупателям – не подошёл размер, после новой примерки покупатель решил отказаться от своего выбора и т.д. Однако данный случай гораздо более сложный и, безусловно, является прецедентом для пересмотра подходов к договорным отношениям с поставщиками.
Компания «Кристалл» сотрудничает только с крупными российскими заводами и российскими предприятиями, зарекомендовавшими себя на российском и международном ювелирном рынке наилучшим образом.
Компания-поставщик данных изделий работает на рынке не первое десятилетие и является одним из самых надежных партнеров на российском ювелирном рынке, обеспокоена сложившейся ситуацией и также «готова нести ответственность за каждое проданное изделие» (выдержка из официального письма поставщика)".
И.о. генерального директора ООО «Ювелирный дом «Кристалл» А.В. Колыванов