Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

"Сначала мы думали, что война закончится быстро"

Сегодня исполнилось ровно 70 лет с начала Великой Отечественной войны, самой страшной войны в истории нашего государства. Более 26 миллионов советских граждан отдали свои жизни в борьбе с фашистскими захватчиками. Время неумолимо, с каждым годом все меньше остается в живых ветеранов и участников войны. 83-летней Марии Андрияновой пришлось пережить все ужасы немецкой оккупации. Накануне печальной даты Мария Федотовна поведала LRnews.ru о том, как ей удалось пережить страшные месяцы оккупации и остаться в живых.

Когда началась война, Маше было всего 13 лет. Семья Марии, в которой помимо нее были ещё 6-летняя Катерина и 4-летний Николай, проживала в то время на хуторе Веселый в Воронежской области. В то воскресное утро 22 июня Маша вместе с подружками пошла на пруд искупаться. А когда девчата возвращались, то услышали по радио сообщение, что началась война.

- Мы, школьники, сначала подумали, что война закончится быстро, ведь нам все время твердили «что Красная Армия всех сильнее», - вспоминает Мария Федотовна. – Но когда стали забирать на фронт наших отцов, а матери плакали и буквально вешались на шею своих мужей, причитая, что расстаются с ними навсегда, мы поняли, что случилось что-то страшное.

Мария вместе с матерью работала в колхозе, успевая учиться в школе и следить за своими 6-летней сестренкой Катей и 4-летнем братишкой Колей.

Летом 1942 года наши войска, потерпев ряд серьезных неудач на фронте, поспешно отходили к Волге, оставляя врагу сотни и тысячи населенных пунктов.

- Наши матери слезно причитали вслед уходящим на восток нашим войскам: «На кого же вы нас оставляете? Как же мы будем жить при немцах?», - со слезами на глазах вспоминает Мария Андриянова. – Но красноармейцы только бурчали под нос, не поднимая глаз: «Ничего, бабоньки, мы ещё вернемся».

Спустя сутки после того, как последние части Красной Армии оставили хутор Веселый, в него вошли немцы.

- Немецкие солдаты сразу принялись шарить по избам и сараям в поисках еды, - рассказывает Мария Федотовна. – Прямо на наших глазах они зарезали телку и распотрошили все пчелиные ульи нашего деда. А матери приказали, чтобы каждый день приносила молоко, благо корову не тронули, в противном случае, пригрозив расстрелять всю нашу семью.

Но это были фронтовые части, которые спустя несколько дней направились дальше на восток к Сталинграду. Хуже пришлось, когда на хуторе расположился немецкий гарнизон. Изнывая от безделья и злобы, что советские войска оказывают ожесточенное сопротивление, немецкие солдаты принялись вымещать злобу на местном населении.

- Они буквально охотились за молодыми девушками, завидев кого-то из них, гоняли их по всему хутору на мотоциклах, пока не загонят в ловушку, вся эта погоня сопровождалась пулеметными очередями и игрой на губной гармошке, - рассказывает Мария Федотовна. – Чтобы не оказаться в лапах оккупантах мы, молодые девчонки, прятались в старом, полуразваленном сарае у моего дедушки, фашистам даже и в голову не пришло искать нас там.

Зимой 1943 года наши войска выбили фашистов с хутора. Спустя пару месяцев вернулся искалеченным с фронта отец Марии – Федот Семенович. Но война не пощадила большую семью Андрияновых. Когда до нашей победы оставались считанные месяцы, на фронт был призван дядя Марии Андрей Федотович.

- Всю войну у него была бронь, поскольку он работал комбайнером, - со слезами на глазах рассказывает Мария Андриянова. – И надо же было такому случиться, что погиб он именно 9 мая 1945 года в Берлине. У дяди осталась жена и трое маленьких детей.

После войны Мария Андриянова окончила ветеринарный техникум, и долгие годы работала ветеринарным врачом в одном из районов Белгородской области.

Сейчас Мария Федотовна проживает в Введенском Геронтологическом центре, и по словам его сотрудников ведет весьма активный образ жизни, участвуя в различных культурных мероприятиях заведения.

- Спустя столько лет, мне кажется, что все пережитое в годы войны произошло не со мной, а с кем-то другим, настолько все эти чудовищные события не укладываются в голову, - говорит Мария Андриянова. – Дай Бог, чтобы нашим внукам и правнукам не пришлось пережить то, что пережили мы.