Свежие новости
00:05, 18 февраль
Актуальное за неделю
29 сен 19:03Новости Липецка
Роман Тиньков: «Дефолт нам не грозит!»
Недавно на одном из телеканалов вышло громкое интервью с экономистом Владиславом Жуковским, благодаря которому он стал цитируемым и знаменитым. Эпатажный аналитик назвал прогноз главы Минэкономразвития Улюкаева «лжемакроэкономической дурилкой», а также дал жесткий прогноз, предсказывая новый девальвационный шок: нефть – не выше 40 долларов за баррель, доллар – до 85 рублей, катастрофу среднего класса, и все это на контрастном фоне «жрущей в два горла» элиты. Риторика господина Жуковского не оставила нас равнодушными, подвигнув редакцию сайта LRNews.ru обратиться за разъяснениями к известному в городе финансовому эксперту – Роману Тинькову, директору БКС ПРЕМЬЕР в Липецке.
- Роман, после нашумевшего интервью с финансовым аналитиком Владиславом Жуковским, многие осознали, что самое благоприятное время с точки зрения экономики прошло. По его прогнозам, впереди нас ждет дефолт и усиление кризиса. Вы придерживаетесь подобной точки зрения?
- (Улыбается – прим. авт.) Я с уважением отношусь к любому мнению, но согласиться с увлеченным молодым финансистом вполне не могу. Посудите сами, сегодня уже конец сентября, и он в экономическом плане не хуже августа, а по некоторым параметрам – даже активнее ожиданий. Конечно, ощущение «скрытой угрозы» есть, потому что проблем много. И нестабильность на Украине, и санкции, и ослабление рубля, и, как следствие, падение спроса, и дефицит пенсионного фонда, и еще, еще, еще … список можно продолжать долго. Наша экономика еще очень далека от того, чтобы быть самодостаточной. Импортозамещение, о котором сегодня столько говорят, пока носит скорее декоративный характер: вместо одного сыра мы делаем другой, попроще, взамен того, чтобы решать глобальные задачи – в фарминдустрии, промышленности и т. д., на реализацию которых уйдет не один месяц и даже год.
Много ущерба наносит и паника. Вот, вы спрашиваете о дефолте, который предрекает, в частности, уже упомянутый Жуковский. Но что такое дефолт? Это неспособность государства исполнять свои обязательства по внешним долгам. Что мы сегодня имеем? Госдолг низкий, даже в сравнении с европейскими развитыми странами. Золотовалютных резервов более, чем достаточно, чтобы погасить все и сразу. Другими словами, ситуация по всем статьям лучше, чем в далеком 1998 году. Так что дефолт нам не грозит!
- Российская экономика напрямую зависит от цен на нефть на мировом рынке, а в этом году они значительно снизились. Что, в связи с этим, ожидает нас?
- Да, мы напрямую зависим от мировых цен на «черное золото»: бюджет страны формируется, исходя из цен на нефть. Чтобы «снять» панические настроения, предлагаю посчитать. В прошлом году баррель нефти стоил $100, при курсе 1: 33, сейчас - $50 c текущим курсом 1:66. Одновременно в прошлом году бочка смеси «Brent» стоила 3300 рублей, в этом – 3600. Стабильное соотношение – свидетельство определенного баланса, который ведет к стабильности.
- Роман, на ваш взгляд, в наступающем 2016 году как изменится рост инфляции?
- По нашим прогнозам, уже с декабря 2015 года инфляция резко начнет снижаться – текущий темп составляет 15,5 %, и за этот предел вряд ли выйдет. Ослабление рубля уже отыграло все, и что могло бы произойти на этом фоне, произошло. Правительством были скорректированы цены на продукты питания, товары первой необходимости, топливо, энергоносители, когда стоимость доллара стремительно выросла в начале года до 60-70 рублей. Сейчас цены остаются на том же уровне, и вряд ли будут меняться в ближайшее время. В настоящее время курс рубля более выгоден, чем в начале 2015 года, а к декабрю ожидаем его укрепление на фоне повышения спроса на нефтегазовые ресурсы. Другими словами, цены внутри 2015 года выросли настолько, что они отыграли все изменения курсовой разницы и при дальнейшем укреплении рубля стоит ожидать не снижение цен, а снижения темпов инфляции.
- Может быть, активный рост доллара и евро есть не что иное, как так называемое «новогоднее ралли»?
- До «новогоднего ралли» еще рановато (смеется – прим. авт.). В моменте мы наблюдаем некоторое укрепление рубля, что, скорее всего, связано с налоговым периодом – продажей валютной выручки. Надо учесть и тот момент, что Федеральная резервная система США оставила ключевую ставку американской экономики без изменений. Спрос на рисковые активы, в том числе на нефть, подрос. Такая динамика, в целом, благоприятна и для российского рынка.
Поскольку инвесторам и бизнесу удобно работать с рублями, дальнейшего ослабления российской валюты не ожидается. На фоне наступающего осенне-зимнего периода прогнозируется увеличение спроса на энергоресурсы, что тоже благоприятствует укреплению рубля.
Вместе с тем, что серьезного роста иностранной валюты до конца года не прогнозируется, переводить в нее все рублевые накопления все же не рекомендуем. Если у вас есть какие-то долгосрочные цели, ради которых вы формируете накопления, рекомендации классические: диверсификация. Одну часть нужно держать в валюте страны, на территории которой живем и тратим, вторая половина – это доллары и евро в равных долях. При этом правильно, чтобы эти «длинные» деньги были вложены в надежный, безрисковый, инструмент и потихоньку «прирастали». Но обращаю еще раз внимание, что валютные сбережения – это долгосрочные вложения, а никак не краткосрочная спекуляция.
- Совсем недавно Центробанк заявил, что и дальше будет понижать ключевую ставку. Насколько это оправдано и как это скажется на рубле?
- В течение года ключевая ставка ЦБ постоянно изменялась, был рост с 8 до 17% с постепенным снижением до 11%, и все эти действия были вполне оправданы. Преследовались конкретные цели, так как повышение ключевой ставки ведет к снижению спекуляционного давления на рубль и позволяет ослабить его девальвацию. Напротив, снижение ключевой ставки способствует созданию дополнительного спроса со стороны банков, получивших дешево рубли от ЦБ, на иностранную валюту.
В прошлом году некоторые участники рынка пытались воспользоваться сложившейся экономической ситуацией и производить не совсем честные валютные манипуляции. Чтобы прекратить подобные спекулятивные действия, не основанные на экономике и каких-то фундаментальных факторах изменения курса валют, были предприняты данные мероприятия ЦБ. Сейчас ключевую ставку «откатили» обратно, и, скорее всего, ЦБ займет выжидательную позицию «пристального наблюдателя». Рубль хотя и отпущен «в свободное плавание», но присутствие «сильной руки» Центробанка на рынке ощущается.
Изменение ключевой ставке в таких диапазонах, как в первом полугодии, сейчас едва ли возможно и вряд ли будет. На мой взгляд, экономическая ситуация в данный момент более понятна и без каких-либо серьезных изменений.
- Роман, как бы то ни было, но НЛМК был и остается для нашего региона градообразующем предприятием. Как эти экономические действия отразятся на нашем металлургическом комбинате и, как следствие, на нашем регионе?
- Наш комбинат работал и 98 году, работает и сейчас – он есть, был и будет. Потребность в металле, в конечном продукте, нашего комбината всегда есть. Железная руда, как и нефть, и газ – это не возобновляемые, но очень востребованные природные ресурсы. Комбинат является поставщиком продукции для автобизнеса, различного вида строительства – трудно придумать, в какой сфере производства мы можем обходиться без металла. Можно допустить снижение темпов роста, уменьшение количества выпускаемой продукции, даже доходности, хотя на данный момент дела обстоят, как говорится, «с точностью наоборот»: при снижении рубля наш НЛМК получает валютную выручку, как и нефтегазовая промышленность, а значит, в рублях выигрывает. Допустим, при возможном росте затрат на производство, технологий, возможны замедление и отсрочка модернизации производства. Но опасения закрытия предприятия уж точно не обоснованы.
- Как в условиях нарастающего кризиса будет жить так называемый «средний класс», представители которого имеют небольшой бизнес или приличную (еще недавно) зарплату, привыкли ужинать раз в неделю в ресторане и дважды в год отдыхать за границей?
- Мы много говорили на эту тему с нашими партнерами на встречах и семинарах, посвященных финансовому планированию. То, как изменится привычный уклад жизни в кризис, зависит от того, как вы распоряжались «финансовым жирком», накопленным в «сытые» годы. Если у вас есть финансовый план, где диверсифицированы вложения, есть как валютные, так и рублевые накопления, предусмотрена «подушка безопасности» - 6-8 ежемесячных расходов, то вы защищены на период нестабильности и можете не менять планов. Вряд ли в такой ситуации придется откладывать поход в ресторан или отказываться от зарубежной поездки. Хотя и в этом случае режима разумной экономии никто не отменял.
«Незащищенные» и не застрахованные цели (вроде поступления ребенка в зарубежный вуз, на которое вы откладываете в рублях), к сожалению, неизбежно отложатся. Но, при грамотном перераспределении ресурсов, и они будут достижимы.
Я настоятельно советую каждому, без исключения, обратиться к инструментам финансового планирования, которые уже почти век используют в Европе. Благодаря этому проверенной системе, учитывающей доходы-расходы, перспективы, пожелания, риски и т.д., зарабатывающие люди там размеренно живут, последовательно «выращивая» свое благосостояние. С учетом исторически «вулканической» жизни в нашей стране, нам тем более необходимо защищать свои сбережения, независимо от количества накопленного. Сейчас западный механизм персонального финансового планирования уже достаточно адаптирован к российским реалиям, и многие наши клиенты с успехом им пользуются. В нынешние времена нестабильности ПФП, как никогда, актуален, и если у вас еще нет личного финплана, пока не поздно, обратитесь к профессиональному финансовому советнику.
- Роман, после нашумевшего интервью с финансовым аналитиком Владиславом Жуковским, многие осознали, что самое благоприятное время с точки зрения экономики прошло. По его прогнозам, впереди нас ждет дефолт и усиление кризиса. Вы придерживаетесь подобной точки зрения?
- (Улыбается – прим. авт.) Я с уважением отношусь к любому мнению, но согласиться с увлеченным молодым финансистом вполне не могу. Посудите сами, сегодня уже конец сентября, и он в экономическом плане не хуже августа, а по некоторым параметрам – даже активнее ожиданий. Конечно, ощущение «скрытой угрозы» есть, потому что проблем много. И нестабильность на Украине, и санкции, и ослабление рубля, и, как следствие, падение спроса, и дефицит пенсионного фонда, и еще, еще, еще … список можно продолжать долго. Наша экономика еще очень далека от того, чтобы быть самодостаточной. Импортозамещение, о котором сегодня столько говорят, пока носит скорее декоративный характер: вместо одного сыра мы делаем другой, попроще, взамен того, чтобы решать глобальные задачи – в фарминдустрии, промышленности и т. д., на реализацию которых уйдет не один месяц и даже год.
Много ущерба наносит и паника. Вот, вы спрашиваете о дефолте, который предрекает, в частности, уже упомянутый Жуковский. Но что такое дефолт? Это неспособность государства исполнять свои обязательства по внешним долгам. Что мы сегодня имеем? Госдолг низкий, даже в сравнении с европейскими развитыми странами. Золотовалютных резервов более, чем достаточно, чтобы погасить все и сразу. Другими словами, ситуация по всем статьям лучше, чем в далеком 1998 году. Так что дефолт нам не грозит!
- Российская экономика напрямую зависит от цен на нефть на мировом рынке, а в этом году они значительно снизились. Что, в связи с этим, ожидает нас?
- Да, мы напрямую зависим от мировых цен на «черное золото»: бюджет страны формируется, исходя из цен на нефть. Чтобы «снять» панические настроения, предлагаю посчитать. В прошлом году баррель нефти стоил $100, при курсе 1: 33, сейчас - $50 c текущим курсом 1:66. Одновременно в прошлом году бочка смеси «Brent» стоила 3300 рублей, в этом – 3600. Стабильное соотношение – свидетельство определенного баланса, который ведет к стабильности.
- Роман, на ваш взгляд, в наступающем 2016 году как изменится рост инфляции?
- По нашим прогнозам, уже с декабря 2015 года инфляция резко начнет снижаться – текущий темп составляет 15,5 %, и за этот предел вряд ли выйдет. Ослабление рубля уже отыграло все, и что могло бы произойти на этом фоне, произошло. Правительством были скорректированы цены на продукты питания, товары первой необходимости, топливо, энергоносители, когда стоимость доллара стремительно выросла в начале года до 60-70 рублей. Сейчас цены остаются на том же уровне, и вряд ли будут меняться в ближайшее время. В настоящее время курс рубля более выгоден, чем в начале 2015 года, а к декабрю ожидаем его укрепление на фоне повышения спроса на нефтегазовые ресурсы. Другими словами, цены внутри 2015 года выросли настолько, что они отыграли все изменения курсовой разницы и при дальнейшем укреплении рубля стоит ожидать не снижение цен, а снижения темпов инфляции.
- Может быть, активный рост доллара и евро есть не что иное, как так называемое «новогоднее ралли»?
- До «новогоднего ралли» еще рановато (смеется – прим. авт.). В моменте мы наблюдаем некоторое укрепление рубля, что, скорее всего, связано с налоговым периодом – продажей валютной выручки. Надо учесть и тот момент, что Федеральная резервная система США оставила ключевую ставку американской экономики без изменений. Спрос на рисковые активы, в том числе на нефть, подрос. Такая динамика, в целом, благоприятна и для российского рынка.
Поскольку инвесторам и бизнесу удобно работать с рублями, дальнейшего ослабления российской валюты не ожидается. На фоне наступающего осенне-зимнего периода прогнозируется увеличение спроса на энергоресурсы, что тоже благоприятствует укреплению рубля.
Вместе с тем, что серьезного роста иностранной валюты до конца года не прогнозируется, переводить в нее все рублевые накопления все же не рекомендуем. Если у вас есть какие-то долгосрочные цели, ради которых вы формируете накопления, рекомендации классические: диверсификация. Одну часть нужно держать в валюте страны, на территории которой живем и тратим, вторая половина – это доллары и евро в равных долях. При этом правильно, чтобы эти «длинные» деньги были вложены в надежный, безрисковый, инструмент и потихоньку «прирастали». Но обращаю еще раз внимание, что валютные сбережения – это долгосрочные вложения, а никак не краткосрочная спекуляция.
- Совсем недавно Центробанк заявил, что и дальше будет понижать ключевую ставку. Насколько это оправдано и как это скажется на рубле?
- В течение года ключевая ставка ЦБ постоянно изменялась, был рост с 8 до 17% с постепенным снижением до 11%, и все эти действия были вполне оправданы. Преследовались конкретные цели, так как повышение ключевой ставки ведет к снижению спекуляционного давления на рубль и позволяет ослабить его девальвацию. Напротив, снижение ключевой ставки способствует созданию дополнительного спроса со стороны банков, получивших дешево рубли от ЦБ, на иностранную валюту.
В прошлом году некоторые участники рынка пытались воспользоваться сложившейся экономической ситуацией и производить не совсем честные валютные манипуляции. Чтобы прекратить подобные спекулятивные действия, не основанные на экономике и каких-то фундаментальных факторах изменения курса валют, были предприняты данные мероприятия ЦБ. Сейчас ключевую ставку «откатили» обратно, и, скорее всего, ЦБ займет выжидательную позицию «пристального наблюдателя». Рубль хотя и отпущен «в свободное плавание», но присутствие «сильной руки» Центробанка на рынке ощущается.
Изменение ключевой ставке в таких диапазонах, как в первом полугодии, сейчас едва ли возможно и вряд ли будет. На мой взгляд, экономическая ситуация в данный момент более понятна и без каких-либо серьезных изменений.
- Роман, как бы то ни было, но НЛМК был и остается для нашего региона градообразующем предприятием. Как эти экономические действия отразятся на нашем металлургическом комбинате и, как следствие, на нашем регионе?
- Наш комбинат работал и 98 году, работает и сейчас – он есть, был и будет. Потребность в металле, в конечном продукте, нашего комбината всегда есть. Железная руда, как и нефть, и газ – это не возобновляемые, но очень востребованные природные ресурсы. Комбинат является поставщиком продукции для автобизнеса, различного вида строительства – трудно придумать, в какой сфере производства мы можем обходиться без металла. Можно допустить снижение темпов роста, уменьшение количества выпускаемой продукции, даже доходности, хотя на данный момент дела обстоят, как говорится, «с точностью наоборот»: при снижении рубля наш НЛМК получает валютную выручку, как и нефтегазовая промышленность, а значит, в рублях выигрывает. Допустим, при возможном росте затрат на производство, технологий, возможны замедление и отсрочка модернизации производства. Но опасения закрытия предприятия уж точно не обоснованы.
- Как в условиях нарастающего кризиса будет жить так называемый «средний класс», представители которого имеют небольшой бизнес или приличную (еще недавно) зарплату, привыкли ужинать раз в неделю в ресторане и дважды в год отдыхать за границей?
- Мы много говорили на эту тему с нашими партнерами на встречах и семинарах, посвященных финансовому планированию. То, как изменится привычный уклад жизни в кризис, зависит от того, как вы распоряжались «финансовым жирком», накопленным в «сытые» годы. Если у вас есть финансовый план, где диверсифицированы вложения, есть как валютные, так и рублевые накопления, предусмотрена «подушка безопасности» - 6-8 ежемесячных расходов, то вы защищены на период нестабильности и можете не менять планов. Вряд ли в такой ситуации придется откладывать поход в ресторан или отказываться от зарубежной поездки. Хотя и в этом случае режима разумной экономии никто не отменял.
«Незащищенные» и не застрахованные цели (вроде поступления ребенка в зарубежный вуз, на которое вы откладываете в рублях), к сожалению, неизбежно отложатся. Но, при грамотном перераспределении ресурсов, и они будут достижимы.
Я настоятельно советую каждому, без исключения, обратиться к инструментам финансового планирования, которые уже почти век используют в Европе. Благодаря этому проверенной системе, учитывающей доходы-расходы, перспективы, пожелания, риски и т.д., зарабатывающие люди там размеренно живут, последовательно «выращивая» свое благосостояние. С учетом исторически «вулканической» жизни в нашей стране, нам тем более необходимо защищать свои сбережения, независимо от количества накопленного. Сейчас западный механизм персонального финансового планирования уже достаточно адаптирован к российским реалиям, и многие наши клиенты с успехом им пользуются. В нынешние времена нестабильности ПФП, как никогда, актуален, и если у вас еще нет личного финплана, пока не поздно, обратитесь к профессиональному финансовому советнику.
Похожие новости:
Пессимизм правительства обвалил рубль и рынок акцийДефицит бюджета в 2009 году может достигнуть астрономической суммы в 2,8 триллиона рублейКлепач: Минэкономразвития не исключает обвала доллара до 23 рублейВ 2015 году Россию ждет полноценный экономический кризис – Кудрин Минэкономразвития и Минфин представят доработанный прогноз развития РФ на 2009-2011 годы: в нем три сценария
Добавить комментарий
Актуальное за месяц